ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР в 2020 - 2021 уч. году

         Детско-юношеский центр – структурное подразделение дополнительного образования детей ГБОУ СОШ с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области.

В 2020-2021 уч. в ДЮЦ занимается всего 2015 детей (или 35 % от общего числа школьников района).Из них более 50 % детей 11-14 лет,  18 % подростков 15-17 лет и более 30 % детей 5-10 лет (данные на 16 сентября 2020 года).

В ДЮЦ работает 60 педагога, из них имеют высшую (18) и первую (16) квалификационные категории 34 (65 %) педагогов, соответствуют занимаемой должности 12 (23 %).

На базе 14 общеобразовательных школ Красноярского района работает 76 творческих объединений учащихся, из них 18 – на базе ГБОУ СОШ с. Красный Яр.

Работа ведётся по 6 направленностям:

  • Физкультурно-спортивной (шахматы, дартс, спортивное ориентирование, спортивный туризм) – 17 групп, 260 обучающихся;
  • Художественной (эстрадный вокал, изобразительное искусство, лепка, хореография, рукоделие) – 45 групп, 693 обучающихся;
  • Туристско-краеведческой (туризм, краеведение) – 5 групп, 75 обучающихся;
  • Технической (основы компьютерной грамотности, основы информатики, цифровое фото, робототехника) – 25 групп, 358 обучающихся;
  • Естественнонаучной (экология и лесоводство) – 17 групп, 256 обучающийся;
  • Социально-педагогической – 25 групп, 477 обучающийся, из них доармейская подготовка в военно-патриотических клубах и отрядах Юнармии –  23 группы, 326 чел., журналистика, православная культура, добровольчество, логопедия, школьное научное общество – 20 групп, 258 чел., дошкольная подготовка – 5 групп, 49 детей 5-7 лет.

 

Модель деятельности Детско-юношеского центра в сфере детского художественного творчества и эстетического воспитания на 2018 - 2021 годы

Старший методист ДЮЦ Ермилина Ирина Владимировна

 

Детско-юношеский центр с. Красный Яр строит свою деятельность в сфере детского художественного творчества и эстетического воспитания на основе стратегических задач, поставленных перед образовательными учреждениями министерством образования и науки Самарской области, главной из которых является интеграция общего и дополнительного образования.

Цели ДЮЦ на уровне образовательных результатов учащихся на среднесрочную перспективу и показатели их достижения, в том числе на ближайший год.                                

Стратегическая цель: Формирование к концу 2020-2021 учебного года у 90 % обучающихся в творческих объединениях ДЮЦ художественной направленности ключевых компетентностей социально-адаптированной личности на среднем* (2) уровне.                                                                                             

Задачи: 1.Обеспечить к маю 2021 года у 90 % обучающихся в творческих объединениях художественной направленности 2 (средний) уровень обученности.

2.Сформировать к маю 2021 года у 90 % обучающихся в творческих объединениях художественной направленности потребность в здоровом образе жизни на среднем уровне.

3.Довести к маю 2021 года у 90 % обучающихся в творческих объединениях художественной направленности степень социальной адаптации до среднего уровня.

*   Уровни сформированности компетентностей:  низкий (критический) - до 50%, средний (допустимый) – от 50 до 75%, высокий (оптимальный) – выше 75%.                                       

Цели на уровне содержания и технологий образовательного процесса

Задачи

Программа реализации

1. Обеспечить к маю 2021 года у 90 % обучающихся 2 (средний) уровень обученности

1. Обеспечить освоение 90 % обучающихся дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности в основном.

2. Обеспечить участие 20 % детей в исследовательской  и экспериментальной работе.

3. Обеспечить участие 80 % воспитанников в мероприятиях  на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

2. Сформировать к маю 2021 года на среднем уровне у 90 % обучающихся потребность в здоровом образе жизни, социализации и духовном развитии

1. Обеспечить мотивацию 90 % обучающихся на сохранение своего духовного и физического здоровья.

2.Обеспечить прохождение 90 % обучающихся здоровьесберегающего блока в программах.

3. Обеспечить участие 70 % воспитанников ДЮЦ в массовых здоровьесберегающих, культурно-просветительских и социальнозначимых мероприятиях, акциях на учрежденческом, муниципальном и региональном уровнях.   

4. Обеспечить занятость 80 % учащихся в каникулярное время.

3. Довести к маю 2021 года степень социальной адаптации у 90% учащихся до среднего уровня.

1. Обеспечить участие 90% воспитанников творческих объединений художественной направленности ДЮЦ в проектной деятельности  по художественному и социально-педагогическому направлениям на учрежденческом уровне, 40 % детей на муниципальном и региональном уровнях.

2. Внедрить в образовательную деятельность ДЮЦ обучение тьюторов (20 % от общего числа учащихся) и тьюторскую работу.      

3. Обеспечить участие 10 % воспитанников творческих объединений художественной направленности ДЮЦ в апробации узконаправленных предпрофильных курсов.

 

Предполагаемый результат по итогам освоения образовательных программ:

- овладение основами подготовки по изучаемому предмету художественного цикла;

- создание базы разносторонней подготовленности: теоретической, физической, технической, др.;

- воспитание интереса к занятиям по предметам художественного цикла, к творчеству;

- приобретение опыта участия в проектах, акциях, массовых культурно-просветительских мероприятиях.

 

Показатели, с помощью которых планируется оценивать степень достижения вышеуказанных целей:

- уровень обученности обучающихся в творческих объединениях художественной направленности по образовательным программам,

- уровень участия и уровень результативности участия в конкурсных формах деятельности;                                                                                      

- уровень сформированности у обучающихся в творческих объединениях художественной направленности готовности вести здоровый образ жизни,    

- уровень тревожности обучающихся в творческих объединениях художественной направленности,                                                                                     

- уровень комфортности обучающихся в творческих объединениях художественной направленности,                                                                                   

- уровень самооценки обучающихся в творческих объединениях художественной направленности.

 

Система контроля и зачётные требования. Промежуточная и итоговая аттестация по итогам освоения образовательной программы включает этапы:

- Оценка результатов освоения теории и методики исполнения творческих работ;

- Оценка результатов освоения комплексов контрольных упражнений, заданий, выполнения творческих отчётов;

- Оценка результатов участия в проектах, акциях, отчётных концертах и выставках.

Контрольные нормативы по предметам и инструменты психолого-педагогической диагностики указаны в Программах.

 

Средства достижения поставленных задач:

- активная реклама творческих объединений и образовательных программ ДЮЦ;

- пропаганда результатов обучения предметам художественного цикла и творческих достижений воспитанников ДЮЦ;

- социальное партнерство, привлечение дополнительных ресурсов, оптимизация работы с существующими ресурсами

- система стимулирования педагогов по результатам научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и учебно-воспитательной деятельности, в т.ч., по итогам участия в проектах, акциях, конкурсах;

- открытость и доступность управленческих методик, решений, согласованность (коллегиальность) в принятии решений.

Статья (Пресс-релиз)

Система наставничества работает и приносит первые результаты

В рамках регионального проекта "Внедрение системы наставничества в образовательных учреждениях" в 2021 – 2022 учебном году в Детско-юношеском центре «Открытие» все начинающие педагоги и методисты были прикреплены к опытным методистам и получают квалифицированную помощь и поддержку для успешной адаптации в системе дополнительного образования детей. Наставники знакомят начинающих педагогов с обязательными нормативными документами, отчётной документацией, традициями ДЮЦ и наработанными технологиями, которые позволят «молодым» эффективно работать в команде, ставить цели и достигать их, создавать актуальные и востребованные педагогические проекты. Начинающие педагоги имеют возможность заочно обучаться на курсах повышения квалификации, участвовать в конкурсах и конференциях, использовать возможности мини-технопарка, пользоваться другим имеющимся оборудованием.

Система наставничества начала строиться в ДЮЦ ещё в 2016 – 2017 учебном году, когда в коллективе появились педагоги Ульяна Юрьевна Илюхина, Алевтина Николаевна Решетникова и Максим Александрович Фёдоров, ставшие уже через пару лет «звёздами» ДЮЦ. Их трудно было назвать молодыми и начинающими, у каждого из них за плечами уже был свой солидный опыт работы в других сферах, но в дополнительное образование они пришли впервые. Их наставником стала старший методист Ирина Владимировна Ермилина. В программу работы наставника вошли ежемесячные индивидуальные консультации, помощь в оформлении документации, в составлении портфолио личных достижений, привлечение наставляемых к обучению на курсах повышения квалификации, к участию в программно-методической работе, в тематических семинарах, конференциях и конкурсных мероприятиях. С каждым из будущих «звёзд ДЮЦ» была обсуждена и простроена дорожная карта адаптации и дальнейшего профессионального роста. Начинающие педагоги постепенно создали свою систему работы с детскими коллективами, написали авторские образовательные программы, приняли участие в проведении авторских мастер-классов, в областных и всероссийских конкурсах профессионального мастерства… Спустя 5 лет можно констатировать, что Ульяна Илюхина, Алевтина Решетникова и Максим Фёдоров сдали свои экзамены на «отлично»: им была присвоена первая квалификационная категория по должности «педагог дополнительного образования», они и их воспитанники имеют многочисленные награды и благодарности за активную работу в социуме. Их наставник Ермилина И.В. в 2018 и 2019 годах стала призёром окружного этапа и приняла участие в финале областного конкурса «Наставник года».

«Работать творчески и постоянно учиться новому нужно не только для того, чтобы быть успешными, это надо делать для наших детей, для того, чтобы нашим воспитанникам было интересно!» - считает Ульяна Илюхина, награждённая в 2020 – 2021 учебном году Почётной грамотой Министерства образования и науки Самарской области.

Всего три года составляет педагогический стаж бывшего военного строителя Николая Николаевича Бородастова, руководителя лучшего в Красноярском районе юнармейского отряда «Барс». В 2021 году Бородастов Н.Н. стал руководителем юнармейского движения Красноярского района, а в 2022 году победил в окружном конкурсе профессионального мастерства «Созидатели будущего» и достойно выступил в финале областного конкурса «Сердце отдаю детям».

Заведующий ДЮЦ «Открытие» Рытикова Марина Александровна сама несколько лет назад начинала работать в ДЮЦ методистом, а теперь помогает строить так называемый социальный лифт начинающим методистам Екатерине Евгеньевне Бажуткиной, Анаит Гегамовне Мкртчян, Тимофею Олеговичу Трофимову, перспективным молодым специалистам, проявившим таланты в организационной работе, научно-техническом творчестве, в сфере соискания грантов, системного выявления и сопровождения одаренных детей. «Мы не сомневаемся, что у этих перспективных специалистов впереди большое будущее», говорит Марина Рытикова .

Ермилина И.В. 

 

Описание системы наставничества

старшего методиста СП ДОД Детско-юношеский центр ГБОУ СОШ с. Красный Яр Ермилиной Ирины Владимировны

         Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного преподавателя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Наставничество призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого педагога знания в области предметной специализации и методики преподавания.

Целью наставничества является оказание помощи молодому педагогу дополнительного образования в его профессиональном становлении, а также вклад в формирование профессиональных кадров учреждения.

      Основными задачами наставничества являются:

- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогических кадров в учреждении;

- ускорение процесса профессионального становления молодого специалиста и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; 

- адаптация в учреждении, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя, педагога.

Принципы работы наставника:

- приоритет развития у наставляемого мотивации к самообразованию и саморазвитию, к творчеству и к успешности его деятельности;

- сочетание индивидуального подхода с самоподготовкой, интерактивность обучения молодого педагога;

- проверка выполнения программы наставничества в условиях практических испытаний и конкурсов.

Для успешного решения поставленных задач разрабатывается и реализуется план индивидуальной работы с каждым молодым педагогом.

Программа работы с каждым педагогом реализуется как в очном формате, так и заочно, с применением дистанционных технологий, составляется индивидуальный график, который позволяет совмещать самостоятельную работу и консультации, переписку и оценку выполненных заданий.

Использование ИКТ в работе наставника. Использование электронной информационно-образовательной среды образовательной организации - это информативно, интерактивно, экономит время наставника и молодого специалиста, позволяет работать в нужном темпе, дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

В течение всего срока наставничества (как правило, три – пять лет) после завершения каждого учебного года обучения у наставника проводится оценка работы молодого педагога (специалиста) по индивидуальной программе профессионального роста и самоподготовки.

Прохождение индивидуальной программы профессионального роста и самоподготовки молодого специалиста позволит ему не только успешно функционировать в образовательном учреждении в качестве педагога, «вписываться» в образовательную систему, приспосабливаться к ней, но и закрепить навык действовать самостоятельно, творчески. Усвоение этого опыта на основе особым образом организованной наставником деятельности обеспечивает развитие личности молодого педагога.
          Любая система наставничества изначально персонифицирована. Наставничество, в том числе, предназначено для организации процесса самореализации личности молодого педагога, его утверждения в качестве руководителя детского творческого объединения, а также в любой позитивной деятельности.

Личностный рост молодого педагога обеспечивается в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:
– в плоскости личностного роста молодого педагога, развития его способностей;
– в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;
– в плоскости коммуникативных действий.
        

Как происходит развитие и оценивание наставником личностных результатов молодого педагога? Программа профессионального роста и самоподготовки молодого специалиста предусматривает мониторинг личностного роста, оценку деятельности в областях освоения определённых навыков и технологий образовательной, методической, мониторинговой,  исследовательской деятельности и практической реализации конкретных задач. Каждый молодой педагог имеет портфолио личных достижений, по которому видны его личные достижения и результаты деятельности его воспитанников.

         Этапы работы с молодым педагогом:

- Знакомство с основными документами, необходимыми педагогу в работе, помощь в освоении правил их создания, в организации самостоятельной работы по созданию собственных документов;

- повышение квалификации (курсы, семинары, конференции);

- создание различных педагогических разработок, методических материалов;

- совместные выступления на заседаниях методических объединений, конференциях (педсоветах, семинарах, др.);

- совместная подготовка и проведение массовых мероприятий (соревнований, слётов, полевых сборов);

- создание педагогом модифицированной образовательной программы, её систематическая доработка;

- планирование и организация работы педагога с особо одарёнными воспитанниками, анализ результативности;

- планирование участия педагога и его воспитанников в конкурсных мероприятиях, анализ результативности;

- создание педагогом личного сайта или страницы в соцсетях, размещение информации;

- создание и пополнение портфолио личных достижений педагога, анализ результатов (полученных баллов для распределения стимулирующих выплат) за каждый отчётный период;

- аттестация педагога на соответствие занимаемой должности и на категорию.

В случае успешного освоения программы профессионального роста и самоподготовки молодого специалиста он получает право самостоятельной работы без контроля наставника.

Основные темы для обсуждения и освоения:

- Информационно-коммуникационные технологии как необходимые условия эффективной педагогической деятельности;

- Дополнительная общеобразовательная программа нового поколения: современные требования;

- Система материального и морального стимулирования педагога по результатам педагогической деятельности.

                Основные технологии, используемые в работе наставника – интерактивные и информационные. Программа наставничества предусматривает следующие формы и методы работы:

  • Очные - беседы, мастер-классы, семинары, конференции;
  • Дистанционные -  консультации, выполнение заданий и обмен опытом через переписку по электронной почте, интернет-сообщества, форумы, веб-семинары, участие в заочных конкурсах;
  • Сетевые - многоступенчатые интерактивные тематические семинары и круглые столы, «мозговые штурмы» окружного, районного, учрежденческого уровней.

Старшим методистом ДЮЦ Ермилиной И.В. в течение многих лет работы был разработан ряд документов, которые реально помогают педагогам составить грамотно свои рабочие документы, планы, отчёты. В приложении приводятся некоторые из них.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.  Как правильно составить план работы педагога на год и отчёт о проделанной работе.

2.  Как правильно составить календарно-тематический план.

3.  Как создать режим здоровьесбережения на занятиях.

4.  Как составить дополнительную общеобразовательную программу нового поколения с учётом современных требований.

5.  Как правильно оформить портфолио личных достижений для оценки результатов деятельности молодого педагога.

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ПРОГРАММЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ «ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА»

И. В. Ермилина, старший методист СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр

Новым подходом работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования является освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной программы продвинутого уровня. В Детско-юношеском центре с. Красный Яр (ДЮЦ) значительная часть образовательных программ имеет продвинутый уровень. Программа начальной военной подготовки «Защитник Отечества», созданная авторским коллективом ДЮЦ, рассчитана на 3 – 6 лет (это зависит от желания обучающихся, их интересов и проявленных способностей) и имеет 3 части. В части продвинутого уровня, рассчитанного на 1 – 3 года, программа нацелена не только на углублённую подготовку подростков к службе в вооружённых силах России, но и на воспитание лидеров и будущих командиров.

Инновационная программа нового поколения «Защитник Отечества».           

Исходя из новой концепции развития дополнительного образования детей и в целях гуманизации воспитания и обучения содержание дополнительной общеобразовательной программы должно подразделяться на:
– базовое,  инвариантное, определяемое ЗУН, базовыми навыками и УУД, общими для всех программ данной направленности;
– специальное, уникальное для каждой из программ данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, предпрофессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и т.д.

Кроме того, в дополнительных общеобразовательных программах нового поколения выделяются инвариантная и вариативная части, что позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и др.

В соответствии с вышесказанным, в программу нового поколения «Защитник Отечества», разработанную в 2019 году, заложена идея вариативности. Допускается изменение частей программы, их объёма, соотношения обязательной и вариативной частей программы, а также отказ от некоторых вариативных блоков (например, блоков «Военная археология», «Экстремальный туризм» и т.д.) по причине отсутствия ресурсов, приоритета других блоков и др. Педагог может конструировать образовательный маршрут каждой конкретной группы обучающихся, исходя из имеющихся ресурсов и по согласованию с учащимися и их родителями, а также индивидуальные образовательные маршруты отдельных воспитанников. Это особенно важно, если по данной конкретной программе изъявили желание заниматься дети особо одарённые в области общественных и гуманитарных наук, а, возможно, и воспитанники девиантного поведения или учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.

В состав учебного плана такой программы в качестве компонента также включена внеурочная деятельность. Прежде всего, это полевая, экскурсионная, музейная, экспедиционная, поисковая, исследовательская и т.д. практика, массовые здоровье сберегающие, профилактические, культурно-познавательные и конкурсные мероприятия.

Практическая и внеурочная деятельность обеспечивает участие школьников в социальной непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, её отношение к миру и определение своего места в нём.

Содействуют достижению этой цели и такие обязательные разделы программы, как социальное проектирование и применение информационных технологий (например, «Боевой листок», «Подготовка мультимедиа презентаций и видео альбомов», «Ветераны живут рядом», «Герои Отечества в истории моей малой Родины и моей семьи» и другие).

Программа «Защитник Отечества» рассматривается в единстве с примерными программами военно-патриотического направления и предлагает перечень УУД и рекомендаций по организации деятельности учащихся для решения конкретных задач в структуре социально-педагогических дисциплин.

Основные разделы, специальные и вариативные блоки программы дают знания, умения и навыки универсальных учебных действий, необходимые в конкретной сфере деятельности, в данном случае, в начальной военной доармейской подготовке. Кроме того, приобретается

опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов, например, знаний об истории и традициях Российской армии, а также о способах деятельности, например, как готовиться к службе в армии (усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности);
- опыт творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (этот опыт требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных, обеспечивает у обучающегося развитие способностей к дальнейшему личностному росту);
- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру в форме личностных ориентаций, проявляющихся в отношении к окружающему миру, к себе самому, к другим людям (нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним, это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это своеобразный синтез знаний, убеждений и практических действий).

Усвоение перечисленных элементов социального опыта позволит обучающемуся не только успешно функционировать в обществе, «вписываться» в социальную систему, приспосабливаться к ней, но и действовать самостоятельно, творчески. Усвоение этого опыта на основе особым образом организованной деятельности обучающихся обеспечивает развитие личности.
Дополнительное образование изначально персонифицировано. Этот вид образования объективно предназначен для организации процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности.

Как происходит развитие и оценивание личностных результатов? Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения обучающегося от одного образовательного результата к другому. Освоение образовательной программы может начинаться с любого достигнутого обучающимся уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания. Это определяет уровень освоения программы, по которой занимается воспитанник подросткового клуба (ознакомительный, базовый или продвинутый) и затем отражается в паспорте личных достижений учащегося (или в индивидуальном портфолио).

Программа «Защитник Отечества» предусматривает мониторинг личностного роста каждого обучающегося, индивидуальную оценку деятельности воспитанника детского объединения в областях:  здоровьесбережения, освоения определённых навыков и технологий учебно-тренировочной, проектной и исследовательской деятельности,  практической реализации конкретных задач.

Каждый воспитанник имеет паспорт личных достижений, по которому видны его личные результаты в освоении программы. В него входят:

- паспорт здоровья,

- зачётная книжка с отметками о выполнении определённых заданий, нормативов, зачётных и контрольных работ, испытаний и т.д.;

- паспорт личных достижений (паспорт успеха).

Как отражаются личные достижения воспитанников ВСПК в их индивидуальных «Портфолио» по мере освоения ими дополнительной общеобразовательной программы?

В карте «Здоровье и физическое развитие воспитанника» каждые полгода отражаются изменения физических показателей подростков по результатам диагностических испытаний и выполнения контрольных нормативов. В карте «Освоение программы допризывной подготовки» ежегодно отражаются показатели по овладению обучающимся информационным полем направленности программы, результаты контрольно-диагностических испытаний и выполнения специальных нормативов по начальной военной подготовке (НВП). Карта «Реализация коллективных и индивидуальных проектов» отражает приобретение воспитанником опыта осуществления различных видов деятельности, в том числе, участия в массовых акциях, соревнованиях, конференциях и др., а также характер и оценка выполняемых функций и поручений. Карта «Результаты участия в конкурсных мероприятиях» учитывает все достижения членов ВСПК в соревнованиях различного уровня.  По окончании обучения по программе предполагается, что выпускники проходят итоговую аттестацию (н-р, сдают зачёты и экзамены по начальной военной подготовке, проходят практику в полевых условиях, выполняют творческие задания, участвуют в отчётном мероприятии и др.) и получают в результате соответствующее свидетельство (оговоренное в лицензии ОУ) с указанием освоенных дисциплин, предметов, отработанных часов практики и с оценкой результатов освоения программы.

По итогам освоения образовательной программы «Защитник Отечества» выпускник, курсант ВСПК или юнармеец, получает документ «Свидетельство выпускника ВСПК». В «Свидетельстве» об окончании курса обучения по начальной военной подготовке указываются сроки и объём пройденного обучения в часах (теория и практика), предпрофессиональная ориентация и/или полученная выпускником ВСПК специализация (снайпер, ИТ-шник, инструктор, командир взвода и др.). Даются также:

- оценка уровня овладения информационным полем курса обучения по основным и специальным предметам (по трехбалльной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно);

- оценка уровня приобретённых базовых навыков и УУД;

- оценка уровня овладения навыками рефлексии деятельности и построения коммуникаций и коопераций;

- указываются тематика и оценка пройденных контрольных испытаний,

выполненных зачётных итоговых работ (проектов, презентаций, рефератов и т.д.).

На основании этого в программу «Защитник Отечества», которая в настоящее время проходит апробацию и постоянно дорабатывается, добавлены вариативные блоки для одарённых детей или, т.н.  «лидерские блоки» (например,  «Ведущий Игромира», «Командир уже в седле», «Подготовка  руководителей проектных групп, судей соревнований, инструкторов, экскурсоводов,  исследователей и др.»). Такие блоки вариативной части программы призваны помочь в достижении намеченных результатов, в том числе, в подготовке тьюторов, разработчиков социальных проектов и руководителей детских групп, т.е. ЛИДЕРОВ.

            В заключение необходимо сказать, что, на наш взгляд, освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной программы продвинутого уровня любой направленности в организации работы с одарёнными детьми сыграет свою важную роль и принесёт отличные результаты. Обучение одарённых подростков по программе начальной военной подготовки «Защитник Отечества» продвинутого уровня, несомненно, даст в результате не только отличную подготовку к службе в вооружённых силах России, но и позволит сформировать настоящих граждан и патриотов, лидеров и будущих командиров.