План – конспект открытого занятия
«Съёмка мультфильма по созданию панно «Мери Поппинс» в комбинированной технике»
Автор: Мещерякова Нелли Марсельевна
Место работы: СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр
Должность: педагог дополнительного образования
План – конспект занятия
Вид детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, техническая.
Оснащение:
Фотоаппарат, смартфон, программа «STOP MOTION STUDEO», проектор, ноутбук, цветная и белая бумага, ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, фигурный дырокол, шаблоны, образец готового изделия, иллюстрации.
Основные термины, понятия:
Кадр, динамика, линия сюжета, силуэт, панно, аппликация.
Цель: Создать мультфильм «Панно «Мери Поппинс» в комбинированной технике».
Задачи:
Обучающие:
Научить разным видам съёмки аппликации пошагово;
Обобщить изученный материал;
Научить технике пошаговой аппликации;
Совершенствовать умения работы с необходимыми инструментами и материалами при работе с покадровой съёмкой панно.
Развивающие:
развивать навыки владения различными инструментами и материалами;
развивать глазомер и мелкую моторику рук;
развивать фантазию и творческие способности детей.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к сказкам;
воспитывать любознательность, аккуратность;
воспитывать трудолюбие при выполнении работы;
воспитывать интерес к творчеству.
Ход занятия:
1.Приветствие
Педагог:
Вот звонок нам дал сигнал: он учиться нас позвал,
А мы время не теряем и урок наш начинаем.
Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно!
Здравствуйте мои друзья, рада видеть всех вас я!
2.Постановка учебной задачи
Педагог.
Ребята, на прошлых занятиях мы с вами изучали тему: «Ахроматические цвета» и пошагово снимали на смартфон этапы создания рисунка черно-белого кота. Мы узнали, какие бывают цвета. Узнали, что такое мимика и как наши эмоции отражаются на лице. Научились рисовать и снимать забавных человечков.
Все работы мы с вами собрали в один волшебный мультфильм «Книга чудес».
А что мы использовали для создания мультфильма?
Дети: Смартфон, программу создания видеоролика.
Педагог: Верно! Наши нарисованные работы мы снимали и монтировали.
А как называется творческая работа, когда один отснятый кадр (материал) присоединяют (приклеивают) к другому?
Дети: Монтаж, создание видеоряда.
Педагог: Совершенно верно! Получается совершенно новая работа! У нас есть разные кадры, фотоматериалы, а мы начинаем придумывать линию сюжета, вырезать, соединять! И получается какое-то волшебство!
Идёт демонстрация учебного видео «Создание мультфильма «Аппликация»
Педагог: Так как наша студия не простая, а волшебная и сказочная, то вначале мы с вами познакомимся с одной очень интересной сказочной героиней! Это Мери Поппинс. Вы внимательно послушайте одну из историй, которую написала Памела Треверс, и скажите, что вы заметили волшебного, что можно изобразить, приклеить на панно.
На ноутбуке идёт презентация с видеорядом и аудио сюжетом. Звучит сказка. Дети говорят о чудесах и о том, что можно приклеить (объявление)
Педагог: Вы очень внимательные и правильно нашли все чудеса и предметы, которые нужно приклеить! А теперь загадка об одном очень непонятном предмете, который был в сказке.
Что за чудный парашют у меня над головой?
От дождя спасает, от солнца укрывает.
Дети: не угадывают
Педагог: Из сумочки сыночек — Над головой грибочек.
Тень в жару он создает, а если небо слезы льет,
Он промокнуть не дает.
Дети: Зонтик!
Педагог: Верно! Это волшебный предмет, в руках Мери Поппинс, с помощью которого она передвигалась по небу! В основе нашей работы будет зонт!
Педагог показывает образец работы.
3. Подготовка к практической работе
Педагог: Для 1 этапа нашей работы нам понадобятся следующие материалы. Плотная бумага, простой карандаш, цветные карандаши, клей и ножницы. Для 2 этапа нашей работы нам понадобятся ваши смартфоны и мой фотоаппарат.
Давайте вспомним технику безопасности работы.
4. Организация рабочего места
Педагог: Приготовьте все необходимые материалы: Для 1 этапа работы бумагу для рисования, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, ножницы, клей.
Для 1 этапа работы нам понадобится смартфон.
5. Практическая работа.
Педагог:
Начинаем нашу работу с выбора правильного расположения листа. Это вертикальная композиция. В верхней трети мы рисуем полукруг, из которого получится зонт и палочка с крюком – рукоятка. Снимаем это в 2 кадра.
Далее мы вспоминаем занятие, где мы рисовали веселых человечков в разных позах. Возле рукоятки зонта рисуем круг – это голова, затем треугольник – тело. Рука одна держит зонт, другая свисает, добавляем ножки. Снимаем это в 4 кадра.
(Педагог все этапы показывает.)
Ребята, а далее мы зовем свою помощницу фантазию и рисуем Мери Поппинс. Посмотрите, какая у нее одежда. Вы можете придумать свой вариант ее образа.
После того как нанесли карандашный рисунок, приступайте к раскрашиванию цветными карандашами. Обратите внимание, мы не будем раскрашивать небо полностью, а добавим декоративные элементы в виде завитушек. Такой элемент мы с вами изучали ранее, когда рисовали линии.
Каждый этап работы снимаем на смартфон.
Педагог: показывает на образце.
Дети: выполняют задание
Подведение итога занятия. Рефлексия.
Педагог: а теперь давайте посмотрим, какие замечательные сказочные работы у вас получились!
Ребята, вы большие молодцы, очень старались и у вас мультфильм по созданию панно «Мери Поппинс» получилось очень добрый и забавный!
Педагог предлагает детям завершить фразу. …
Во время занятия я научился ….
На занятии мне особенно понравилось…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Ответы детей.
Педагог: Молодцы, ребята!
Методическая разработка открытого ознакомительного занятия
«Волшебная история красок»
(по дополнительной общеобразовательной программе
технической направленности «Азы мультипликации»)
Мещерякова Нелли Марсельевна,
педагог дополнительного образования
СП ДОД "Детско-юношеский центр "Открытие ""
ГБОУ СОШ с. Красный Яр
Пояснительная записка
Первая встреча с детьми - это волнительно и ответственно. Ведь первое впечатление об учителе, об уроке – самое сильное. Дополнительное образование – это образование без жестких границ и рамок. Это свободное творчество педагога и ученика. И насколько будет интересно первое знакомство, настолько и радостнее и продолжительнее будет совместная работа по программе.
Цель ознакомительного открытого занятия - заинтересовать учащихся, привлечь их к дальнейшим занятиям. Необходимо не просто решить образовательные задачи данной встречи, а установить доверие между взрослым и детьми, а также между самими детьми. Именно положительные теплые отношения в коллективе являются залогом качественной работы.
Данное открытое ознакомительное занятие проводится с детьми младшего школьного возраста (7-9 лет). В этом возрасте дети эмоционально открыты, впечатлительны, доверчивы и восприимчивы к сказкам, загадкам и чудесам. Именно поэтому для создания атмосферы сказки и чудо само занятие превращается в сказочное представление с музыкой, приключениями главных героев и фокусами.
Методические рекомендации для педагогов:
- В проведении открытого ознакомительного занятия педагог должен приложить максимум усилий для формирования устойчивого интереса к своему предмету.
-На ознакомительном занятии должен возникнуть интерес к художественному, литературному и мультимедийному творчеству.
-Для успешного проведения вводного занятия педагог должен:
- заинтересовать учащихся темой занятия;
- уметь организовать работу в группе;
- подготовить яркий наглядный материал и специальное оборудование (раздаточный материал, музыкальное сопровождение, ноутбук, телефон для съемки мультфильма).
- Необходимо учитывать психологию детей младшего школьного возраста. Лучшая форма проведения занятия –это игра с привлечением сказочных персонажей.
Сказка, фокусы и игровые ситуации обогащают детей яркими образными впечатлениями, создают условия эмоциональной вовлеченности и разрядки.
- Увлекательное занятие-игра способствует сплочению детей и педагога, зарождению интереса к занятиям по программе «Азы мультипликации».
Тема занятия: «Волшебная история красок».
Возраст обучающихся: 7 - 9 лет.
Место проведения: школьная аудитория.
Тип занятия: открытое ознакомительное.
Вид занятия: занятие – игра.
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.
Форма занятия: практическое занятие.
Методы и приемы:
Беседа, упражнения, игра, индивидуальная работа, рассказ педагога, демонстрация слайдов и видеоматериалов, совместное создание мультфильма, викторина.
Материалы и оборудование
для педагога:
- конспект занятия, музыкальная аппаратура, пособие для показа фокуса «Превращение краски», флеш-носитель, мультимедийный проектор, экран, телефон с программой для создания мультипликации.
для обучающихся:
Смайлики, маркеры, раздаточный материал для создания фокуса «Превращение краски», лайки/дизлайки для получения обратной связи об уроке.
Цель: Знакомство с волшебным искусством мультипликации.
Задачи:
образовательные:
- дать представление о хроматических и хроматических цветах;
- познакомить с профессиями, где используют в работе цвет;
- научиться создавать фокус по превращению ахроматических цветов в хроматические;
- познакомить с техникой съемки простого мультфильма;
развивающие:
- развивать фантазию, воображение, речь, мышление, память;
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к художественному и мультимедийному творчеству;
- создать атмосферу творческого и душевного единения детей и педагога.
Предполагаемый результат:
- появится интерес к многогранному искусству мультипликации;
- научатся создавать фокусы из простых материалов;
- научатся создавать свои мультфильмы в приложении для телефонов;
План занятия
1. Организационный этап (5 минут):
- приветствие детей, предоставление учителя, учебной программы ;
- интрига занятия - сообщение о предстоящем путешествии в страну красок, чудес и фантазии.
2. Основной этап (20 минут):
- Знакомство с ребятами через написания своего имени на смайлике;
- Разговор с ребятами о том, что они любят делать больше всего на свете;
- Сказочная история от феи цветов Хромы;
-Превращение черной капли – практическое упражнение по созданию марионетки и простой мультипликации;
- Яркие фокусы с раскрашиванием черно-белых историй;
- Превращение черно-белого мультипликационного искусства в цветное (краткая история в картинках);
- Мир цвета. Знакомство с профессиями, связанными со знанием цветов;
3. Итоговый этап занятия (5 минут):
- Викторина;
- Рефлексия;
- сбор лайков/дизлайков для феи цветов Хромы.
Ход занятия
Звучит легкая музыка, на экране заставка с названием занятия «Волшебное приключение краски»
Педагог: Приветствие, представление себя и программы.
- Ребята, я хочу с каждым из вас познакомиться, а для этого я сейчас раздам смайлики, которые покрыты пленкой и раздам маркер, который пишет по любому материалу. Вы напишите свои имена и заодно потренируйтесь работать с этими материалами (пленка и маркер)
Дети прикрепляют смайлики к себе на одежду.
Педагог: Теперь мы с вами познакомились, а теперь давайте поделимся с вами, кто что любит больше всего на свете.
Дети и педагог рассказывают о своих интересах.
Педагог: Теперь мы все готовы к нашему увлекательному путешествию в страну чудес, сказок и фантазии! Готовы? Вам интересно?
Учащиеся: Да!
Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
На экране фея цветов Хрома
Педагог: Чудеса там – где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они встречаются.
Наша сказочная история началась много тысяч или миллионов лет назад, когда мир был еще черно-белый. И ответвленная за цвета в этом мире была одна фея по имени Хрома. Ее имя означает цвет. А вы догадались, что крепко спрятано в баночке у феи?
Учащиеся: краски!
Педагог: Да! В ее баночке собраны все цвета, которые только есть на свете! А сколько вам известно основных цветов, ребята?
Учащиеся: Семь
Педагог: Верно! А оттенков у основных цветов огромное количество! Наша фея Хрома летела над огромной Землей, открывала свою баночку и раскрашивала цветы, горы, травы своими удивительными красками.
На экране фея цветов летит над миром, который становится разноцветным.
Педагог: Ребята, а если мы посмотрим друг на друга, то тоже заметим, что мы все разных цветов и оттенков. Что у нас отличается по цвету?
Учащиеся: ответы детей
Педагог: Но было одно черно-белое государство, которое фея Хрома не могла окрасить своими волшебными красками. Это государство было заколдовано колдуньей Ахромой. И в этом государстве все было окрашено серым, черным и белым цветом. Это ахроматические цвета, без ярких красок.
А цвета с красками феи Хромы как называются?
Учащиеся: хроматические
Педагог: Наша фея много лет пролетала над этим государством не решаясь приблизиться, ведь чары Ахромы были очень сильны.
На экране фея цветов летит над черно-белым государством.
Звучит музыка Эрнесто Кортазара.
И вот наша фея решилась спуститься в это государство и хоть глазком посмотреть, как тут живут люди, какое у них настроение. Ребята, а как вы думаете, чем отличатся жители этого государства?
Учащиеся: …….(предположения детей).
Педагог: Фея заметила, что это государство по-своему очень красиво, но жители грустные, невеселые. Не слышно смеха и радостных детских голосов. Получается, что у цвета есть свое настроение? Как думаете, какое настроение у серых и черных красок?
Учащиеся: грустное, хмурое, печальное и др.
Педагог: Хроме стало жалко грустных людей, и она стала спускаться ниже и ниже. Но что стало происходить с феей, ребята?
Учащиеся: Она стала черно-белой.
Педагог: Да, верно! И смотрите, ведь краски тоже потеряли свою красоту и превратились черно-белые цвета и оттенки. Но фея стала черно-белая только снаружи, внутри у нее билось по-прежнему алое сердце. И знаете, она открыла баночку и выпустила одну капельку черного цвета, но наделила ее всей силой своего сердца! А какая сила может быть у сердца?
Учащиеся: Радость, веселье, любовь.
Педагог: Да, ведь в сердце живут самые теплые чувства и любовь! А фея взмыла ввысь и стала наблюдать за чудесами одной капли сверху.
На экране черная капелька падает в черно-белое государство, а следом кусочек алого сердца феи.
Педагог: А теперь ребята подходите ко мне поближе. Вы увидите настоящую тайну превращения этой капельки. Как думаете, в кого она может превратиться?
Учащиеся: фантазируют, высказывают предположение
На доске преподаватель крепит свернутый лист бумаги с нарисованным кругом. Постепенно к кругу прикрепляются глаза, уши, лапы, хвост. Затем лист разворачивается, и дети видят кота.
Педагог: Наша капля превратилась в черно-белого кота. Но что фея подарила этой капле, прежде чем подняться ввысь?
Учащиеся: кусочек своего сердца!
Педагог: Да! Наш кот был самый необыкновенный в этом государстве. И сейчас мы с вами создадим небольшой мультик по превращению капли в кота, добавим сердца и снимем все этапы на телефон в программе Stop motion studio. И посмотрим? что у нас получится.
Педагог достает установленный на штатив телефон с программным обеспечением для съемки мультика. Приводит каплю в исходное положение. Вместе с детьми начинаем заново «собирать» кота и каждый этап фотографировать.
Педагог: Мы с вами снимаем этапы превращения капли в кота. Каждая фотография – это кадр. А сам кот у нас подвижная фигурка под названием марионетка. Марионетка может сниматься в мультфильме. Посмотрите, у нее подвижные конечности и сердце может быть маленьким и большим, словно бьется (два размера сердца прикрепляются по очереди). Наши детали мы крепим на специальные липучки, которые используют в мультипликации. Они не оставляют жирный след и не портят бумагу. Мы можем «оживить» нашего кота с помощью программы для создания мультипликации. У меня это Stop motion studio. Простая бесплатная или платная версия. Будем двигать лапку или хвост и фотографировать.
Дети сдвигают на небольшое расстояние конечности, хвост, меняют местами большое сердце и маленькое. Обсуждаем основные правила съемки мультфильма. Затем в программе Stop motion studio смотрим отснятый материал. Марионетка кота становится подвижной и e нее «бьется» алое сердце.
Педагог: Обратите внимание, что нужно для съемки мультфильма?
Учащиеся: В телефон загрузить программу, Телефон укрепить на штатив, не двигать его, не задевать. Убирать руки при съемке. Передвигать детали марионетки плавно, без резких шагов.
Педагог: Ну что, ж продолжим нашу сказочную историю. Присаживайтесь за свои парты. Наш оживший кот пошел гулять по государству и встречает трех грустных котов, которые поют грустный кошачий блюз.
Звучит мелодия «Кошачий блюз» в исполнении котов. Учащиеся могут подпевать.
Педагог: Наш кот начинает здороваться с местными котами, интересоваться их делами. И стало происходить чудо! Какое, как думаете?
Педагог показывает фокус «Превращение черно-белых котов в цветных».
Описание фокуса. Лист А4 с изображением цветной иллюстрации помещается в файл. По файлу черным перманентным маркером рисуется контур иллюстрации, повторяя все детали. Затем в этот же файл вкладывается чистый лист бумаги, закрывая цветную иллюстрацию. Изображение черным маркером ярко выделяется на фоне белого листа. Затем белый лист постепенно вытаскивают и изображение как бы постепенно «раскрашивается», открывая нижний лист с цветной иллюстрацией.
Учащиеся: Коты стали превращаться в цветных!
Звучит веселая мелодия «Солнечные лучики»
Педагог: да, а коты стали веселыми, начали танцевать и петь песенку. А звуки поднимались ввысь все выше и выше. А сколько в музыке нот?
Учащиеся: 7
Педагог показывает фокус «Превращение черно-белых нот в цветные».
Педагог: Звуки песни летели над государством…
Все постепенно стало разноцветным!
Педагог показывает фокус «Превращение черно-белого государства в цветное».
Педагог: А сейчас, ребята, вы сами повторите этот фокус. Я раздам белый лист бумаги, цветную заготовку, прозрачный файл и маркер.
Учащиеся повторяют фокус самостоятельно при поддержке педагога.
Педагог: Ребята, а давайте вернемся из сказки в нашу жизнь и подумаем. А зачем нам важно, чтобы был цвет вокруг?
Учащиеся: Предположения и ответы детей.
Педагог: А давайте подумаем, где в каких профессиях нам важно знать цвета и сочетания цветов. Ведь существует целая наука – колористика.
Педагог показывает слайды о сочетании цветов и применении их в дизайне интерьера и одежды.
Педагог: А есть еще профессии связанные с мультипликацией. И история этого вида искусства начиналась с черно-белых историй.
Педагог показывает слайды черно-белых мультфильмов, цветных мультфильмов, рассуждает с ребятами о профессиях в этой отрасли искусства.
Педагог: В завершении нашего занятия давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.
На экране вопросы веселой викторины по материалу занятия.
Педагог: Ребята, вы прекрасно запомнили, что такое марионетка, какие бывают цвета, для чего нам нужно знать сочетания цветов, какие профессии связаны с наукой колористикой. Вы поучаствовали сами в создании марионетки и фокуса по превращению ахроматических цветов в хроматические. Наши занятия всегда полны чудес, превращений и сказок. Ведь мир мультипликации необычный, интересный и очень веселый! Вы можете дома сами снять свой мультик с помощью программы (педагог раздает памятку с названием программы).
У вас у каждого на столе лежат лайки и дизлайки. Положите, пожалуйста, в этот конверт с феей Хромой знак лайк, если занятие понравилось, и дизлайк, если не очень.
Спасибо вам за внимание и до скорых встреч на занятиях!