План – конспект открытого занятия

«Съёмка мультфильма по созданию панно «Мери Поппинс» в комбинированной технике»

Автор: Мещерякова Нелли Марсельевна
Место работы: СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр
Должность: педагог дополнительного образования

План – конспект занятия

Вид детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, техническая.
Оснащение:
Фотоаппарат, смартфон, программа «STOP MOTION STUDEO»,  проектор, ноутбук, цветная и белая бумага, ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, фигурный дырокол, шаблоны, образец готового изделия, иллюстрации.
Основные термины, понятия:
Кадр, динамика, линия сюжета, силуэт, панно, аппликация.

Цель: Создать мультфильм «Панно «Мери Поппинс» в комбинированной технике».
Задачи:
Обучающие:
Научить разным видам съёмки аппликации пошагово;
Обобщить изученный материал;
Научить технике пошаговой аппликации;
Совершенствовать умения работы с необходимыми инструментами и материалами при работе с покадровой съёмкой панно.
Развивающие:
развивать навыки владения различными инструментами и материалами;
развивать глазомер и мелкую моторику рук;
развивать фантазию и творческие способности детей.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к сказкам;
воспитывать любознательность, аккуратность;
воспитывать трудолюбие при выполнении работы;
воспитывать интерес к творчеству.
Ход занятия:

1.Приветствие

Педагог:
Вот звонок нам дал сигнал: он учиться нас позвал,
А мы время не теряем и урок наш начинаем.
Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно!
Здравствуйте мои друзья, рада видеть всех вас я!

2.Постановка учебной задачи

Педагог.

Ребята, на прошлых занятиях мы с вами изучали тему: «Ахроматические цвета» и пошагово снимали на смартфон этапы создания рисунка черно-белого кота. Мы узнали, какие бывают цвета. Узнали, что такое мимика и как наши эмоции отражаются на лице. Научились рисовать и снимать забавных человечков.

Все работы мы с вами собрали в один волшебный мультфильм «Книга чудес».

А что мы использовали для создания мультфильма?

Дети: Смартфон, программу создания видеоролика.

 Педагог: Верно! Наши нарисованные работы мы снимали и монтировали.  

А как называется творческая работа, когда один отснятый кадр (материал) присоединяют (приклеивают) к другому?

Дети: Монтаж, создание видеоряда.

Педагог: Совершенно верно! Получается совершенно новая работа! У нас есть разные кадры, фотоматериалы, а мы начинаем придумывать линию сюжета, вырезать, соединять! И получается какое-то волшебство!

Идёт демонстрация учебного видео «Создание мультфильма «Аппликация»

Педагог: Так как наша студия не простая, а волшебная и сказочная, то вначале мы с вами познакомимся с одной очень интересной сказочной героиней! Это Мери Поппинс. Вы внимательно послушайте одну из историй, которую написала Памела Треверс, и скажите, что вы заметили волшебного, что можно изобразить, приклеить на панно.

На ноутбуке идёт презентация с видеорядом и аудио сюжетом. Звучит сказка. Дети говорят о чудесах и о том, что можно приклеить (объявление)

Педагог: Вы очень внимательные и правильно нашли все чудеса и предметы, которые нужно приклеить! А теперь загадка об одном очень непонятном предмете, который был в сказке.

Что за чудный парашют у меня над головой?

От дождя спасает, от солнца укрывает.
Дети: не угадывают

Педагог: Из сумочки сыночек — Над головой грибочек.

Тень в жару он создает, а если небо слезы льет,

Он промокнуть не дает.

Дети: Зонтик!

Педагог: Верно! Это волшебный предмет, в руках Мери Поппинс, с помощью которого она передвигалась по небу! В основе нашей работы будет зонт!

Педагог показывает образец работы.

3. Подготовка к практической работе

Педагог: Для 1 этапа нашей работы нам понадобятся следующие материалы. Плотная бумага, простой карандаш, цветные карандаши, клей и ножницы. Для 2 этапа нашей работы нам понадобятся ваши смартфоны и мой фотоаппарат.

Давайте вспомним технику безопасности работы.

4. Организация рабочего места

Педагог: Приготовьте все необходимые материалы: Для 1 этапа работы бумагу для рисования, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, ножницы, клей.

Для 1 этапа работы нам понадобится смартфон.

5. Практическая работа.

Педагог:

Начинаем нашу работу с выбора правильного расположения листа. Это вертикальная композиция. В верхней трети мы рисуем полукруг, из которого получится зонт и палочка с крюком – рукоятка. Снимаем это в 2 кадра.

Далее мы вспоминаем занятие, где мы рисовали веселых человечков в разных позах. Возле рукоятки зонта рисуем круг – это голова, затем треугольник – тело. Рука одна держит зонт, другая свисает, добавляем ножки. Снимаем это в 4 кадра.

(Педагог все этапы показывает.)

Ребята, а далее мы зовем свою помощницу фантазию и рисуем Мери Поппинс. Посмотрите, какая у нее одежда. Вы можете придумать свой вариант ее образа.

После того как нанесли карандашный рисунок, приступайте к раскрашиванию цветными карандашами. Обратите внимание, мы не будем раскрашивать небо полностью, а добавим декоративные элементы в виде завитушек. Такой элемент мы с вами изучали ранее, когда рисовали линии.

Каждый этап работы снимаем на смартфон.

Педагог: показывает на образце.

Дети: выполняют задание

Подведение итога занятия. Рефлексия.
Педагог: а теперь давайте посмотрим, какие замечательные сказочные работы у вас получились!  
Ребята, вы большие молодцы, очень старались и у вас мультфильм по созданию панно «Мери Поппинс» получилось очень добрый и забавный!
 Педагог предлагает детям завершить фразу. …
Во время занятия я научился ….
На занятии мне особенно понравилось…
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Ответы детей.
Педагог: Молодцы, ребята!

 

Методическая разработка открытого ознакомительного занятия   

«Волшебная история красок»

(по дополнительной общеобразовательной программе

технической направленности «Азы мультипликации»)

  Мещерякова Нелли Марсельевна,

педагог дополнительного образования

СП ДОД "Детско-юношеский центр "Открытие ""

ГБОУ СОШ с. Красный Яр

Пояснительная записка

Первая встреча с детьми - это волнительно и ответственно. Ведь первое впечатление об учителе, об уроке –  самое сильное. Дополнительное образование – это образование без жестких границ и рамок. Это свободное творчество педагога и ученика. И насколько будет интересно первое знакомство, настолько и радостнее и продолжительнее будет совместная работа по программе.

Цель ознакомительного открытого занятия - заинтересовать учащихся, привлечь их к дальнейшим занятиям.  Необходимо не просто решить  образовательные задачи данной встречи, а установить доверие между взрослым и детьми, а также между самими детьми. Именно положительные теплые отношения в коллективе являются залогом качественной работы.

Данное открытое ознакомительное занятие проводится с детьми младшего школьного возраста  (7-9 лет). В этом возрасте дети эмоционально открыты, впечатлительны, доверчивы и восприимчивы к сказкам, загадкам и чудесам.  Именно поэтому для создания атмосферы сказки и чудо само занятие превращается в сказочное представление с музыкой, приключениями главных героев и фокусами.

Методические рекомендации для педагогов:

- В проведении открытого ознакомительного занятия  педагог должен приложить максимум усилий для формирования устойчивого интереса к своему предмету.

-На ознакомительном занятии должен возникнуть интерес к художественному, литературному и мультимедийному творчеству.

-Для успешного проведения вводного занятия педагог должен:

  - заинтересовать учащихся темой занятия;

  - уметь организовать работу в группе;

  - подготовить яркий наглядный материал и специальное оборудование (раздаточный материал, музыкальное сопровождение, ноутбук, телефон для съемки мультфильма).

- Необходимо учитывать психологию детей младшего школьного возраста. Лучшая форма проведения занятия –это игра с привлечением сказочных персонажей.

 Сказка, фокусы и  игровые ситуации обогащают детей яркими образными впечатлениями, создают условия эмоциональной вовлеченности и разрядки. 

 - Увлекательное занятие-игра способствует сплочению детей и педагога, зарождению интереса к занятиям по программе «Азы мультипликации».

Тема занятия: «Волшебная история красок».

Возраст обучающихся: 7 - 9 лет.

Место проведения: школьная аудитория.

Тип занятия: открытое ознакомительное.

Вид занятия: занятие – игра.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.

Форма занятия: практическое занятие.

Методы и приемы:

Беседа, упражнения, игра, индивидуальная работа, рассказ педагога, демонстрация слайдов и видеоматериалов, совместное создание мультфильма,  викторина.

Материалы и оборудование

для педагога:

- конспект занятия, музыкальная аппаратура, пособие для показа фокуса «Превращение краски»,  флеш-носитель, мультимедийный проектор, экран, телефон с программой для создания мультипликации.

для обучающихся:

Смайлики, маркеры, раздаточный материал для создания фокуса «Превращение краски», лайки/дизлайки для получения обратной связи об уроке.

Цель: Знакомство с волшебным искусством мультипликации.

Задачи:

образовательные:

- дать представление о хроматических и хроматических цветах;

- познакомить  с профессиями, где используют в работе цвет;

- научиться создавать фокус по превращению ахроматических цветов в хроматические;

- познакомить с техникой съемки простого мультфильма;

развивающие:

- развивать фантазию, воображение, речь, мышление, память;

воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к художественному и мультимедийному творчеству;

- создать атмосферу творческого и душевного единения детей и педагога.

Предполагаемый результат:

- появится интерес к многогранному искусству мультипликации;

- научатся создавать фокусы из простых материалов;

- научатся создавать свои мультфильмы в приложении для телефонов;

План занятия

          1. Организационный этап  (5 минут):

- приветствие детей, предоставление учителя, учебной программы ; 

- интрига занятия - сообщение о предстоящем путешествии в страну красок, чудес и фантазии.

          2. Основной  этап (20 минут):

- Знакомство с ребятами через написания своего имени на смайлике;

- Разговор с ребятами о том, что они любят делать больше всего на свете;

- Сказочная история от феи цветов Хромы;

-Превращение черной капли – практическое упражнение по созданию марионетки и простой мультипликации;

- Яркие фокусы с раскрашиванием черно-белых историй;

- Превращение черно-белого мультипликационного искусства в цветное (краткая история в картинках);

- Мир цвета. Знакомство с профессиями, связанными со знанием цветов;

3. Итоговый этап занятия (5 минут):

- Викторина;

- Рефлексия;

- сбор лайков/дизлайков для феи цветов Хромы.

Ход занятия

Звучит легкая музыка, на экране заставка с названием занятия «Волшебное приключение краски»

Педагог: Приветствие, представление себя и программы.

- Ребята, я хочу с каждым из вас познакомиться, а для этого я сейчас раздам смайлики, которые покрыты пленкой и раздам маркер, который пишет по любому материалу.  Вы напишите свои имена и заодно потренируйтесь работать с этими материалами (пленка и маркер)

Дети прикрепляют смайлики к себе на одежду.

Педагог: Теперь мы с вами познакомились, а теперь давайте поделимся с вами, кто что любит больше всего на свете.

Дети и педагог рассказывают о своих интересах.

Педагог: Теперь мы все готовы к нашему увлекательному путешествию в страну чудес, сказок и фантазии! Готовы? Вам интересно?

Учащиеся: Да!

Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

На экране фея цветов Хрома

Педагог: Чудеса там – где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они встречаются.

Наша сказочная история началась много тысяч или миллионов лет назад, когда мир был еще черно-белый. И ответвленная за  цвета в этом мире была одна фея по имени Хрома. Ее имя означает цвет. А вы догадались, что крепко спрятано в баночке у феи?

Учащиеся: краски!

Педагог: Да! В ее баночке собраны все цвета, которые только есть на свете! А сколько вам известно основных цветов, ребята?

Учащиеся: Семь

Педагог: Верно! А оттенков у основных цветов огромное количество! Наша фея Хрома летела над огромной Землей, открывала свою баночку и раскрашивала цветы, горы, травы своими удивительными красками.

На экране фея цветов летит над миром, который становится разноцветным.

Педагог: Ребята, а если мы посмотрим друг на друга, то тоже заметим, что мы все разных цветов и оттенков. Что у нас отличается по цвету?

Учащиеся: ответы детей

Педагог: Но было одно черно-белое государство, которое фея Хрома не могла окрасить своими волшебными красками. Это государство было заколдовано колдуньей Ахромой. И в этом государстве все было окрашено серым, черным и белым цветом. Это ахроматические цвета, без ярких красок.

А цвета с красками феи Хромы как называются?

Учащиеся: хроматические

Педагог: Наша фея много лет пролетала над этим государством не решаясь приблизиться, ведь чары Ахромы были очень сильны.

На экране фея цветов летит над черно-белым государством.

Звучит музыка Эрнесто Кортазара.

И вот наша фея решилась спуститься в это государство и хоть глазком посмотреть, как тут живут люди, какое у них настроение. Ребята, а как вы думаете, чем отличатся жители этого государства?

Учащиеся: …….(предположения детей).

Педагог: Фея заметила, что это государство по-своему очень красиво, но жители грустные, невеселые. Не слышно смеха и радостных детских голосов. Получается, что у цвета есть свое настроение? Как думаете, какое настроение у серых и черных красок?

Учащиеся: грустное, хмурое, печальное и др.

Педагог: Хроме стало жалко грустных людей, и она стала спускаться ниже и ниже. Но что стало происходить с феей, ребята?

Учащиеся: Она стала черно-белой.

Педагог: Да, верно! И смотрите, ведь краски тоже потеряли свою красоту и превратились черно-белые цвета и оттенки. Но фея стала черно-белая только снаружи, внутри у нее билось по-прежнему алое сердце. И знаете, она открыла баночку и выпустила одну капельку черного цвета, но наделила ее всей силой своего сердца! А какая сила может быть у сердца?

Учащиеся: Радость, веселье, любовь.

Педагог: Да, ведь в сердце живут самые теплые чувства и любовь! А фея взмыла ввысь и стала наблюдать за чудесами одной капли сверху.

На экране черная капелька падает в черно-белое государство, а следом кусочек алого сердца феи.

Педагог: А теперь ребята подходите ко мне поближе. Вы увидите настоящую тайну превращения этой капельки. Как думаете, в кого она может превратиться?

Учащиеся: фантазируют, высказывают предположение

На доске преподаватель крепит свернутый лист бумаги с нарисованным кругом. Постепенно к кругу прикрепляются глаза, уши, лапы, хвост. Затем лист разворачивается, и дети видят кота.

Педагог: Наша капля превратилась в черно-белого кота. Но что фея подарила этой капле, прежде чем подняться ввысь?

Учащиеся: кусочек своего сердца!

Педагог: Да! Наш кот был самый необыкновенный в этом государстве. И сейчас мы с вами создадим небольшой мультик по превращению капли в кота, добавим сердца и снимем все этапы на телефон в программе Stop motion studio. И посмотрим? что у нас получится.

Педагог достает установленный на штатив телефон с программным обеспечением для съемки мультика. Приводит каплю в  исходное положение. Вместе с детьми начинаем заново «собирать» кота и каждый этап фотографировать.

Педагог: Мы с вами снимаем этапы превращения капли в кота. Каждая фотография – это кадр. А сам кот у нас подвижная фигурка под названием марионетка. Марионетка может сниматься в мультфильме. Посмотрите, у нее подвижные конечности и сердце может быть маленьким и большим, словно бьется (два размера сердца прикрепляются по очереди). Наши детали мы крепим на специальные липучки, которые используют в мультипликации. Они не оставляют жирный след и не портят бумагу. Мы можем «оживить» нашего кота с помощью программы для создания мультипликации. У меня это Stop motion studio. Простая бесплатная или платная версия.  Будем двигать лапку или хвост и фотографировать.

Дети сдвигают на небольшое расстояние конечности, хвост, меняют местами большое сердце и маленькое. Обсуждаем основные правила съемки мультфильма. Затем в программе Stop motion studio  смотрим отснятый материал. Марионетка кота становится подвижной и e нее «бьется» алое сердце.

Педагог: Обратите внимание, что нужно для съемки мультфильма?

Учащиеся: В телефон загрузить программу, Телефон укрепить на штатив, не двигать его, не задевать. Убирать руки при съемке. Передвигать детали марионетки плавно, без резких шагов.

Педагог: Ну что, ж продолжим нашу сказочную историю. Присаживайтесь за свои парты.  Наш оживший кот пошел гулять по государству и встречает трех грустных котов, которые поют грустный кошачий блюз.

Звучит мелодия «Кошачий блюз» в исполнении котов. Учащиеся могут подпевать.

Педагог: Наш кот начинает здороваться с местными котами, интересоваться их делами. И стало происходить чудо! Какое, как думаете?

Педагог показывает фокус «Превращение черно-белых котов в цветных».

Описание фокуса. Лист А4 с изображением цветной иллюстрации помещается в файл. По файлу черным перманентным маркером рисуется контур иллюстрации, повторяя все детали. Затем в этот же файл вкладывается чистый лист бумаги, закрывая цветную иллюстрацию. Изображение черным маркером ярко выделяется на фоне белого листа. Затем белый лист постепенно вытаскивают и изображение как бы постепенно «раскрашивается», открывая нижний лист с цветной иллюстрацией.

Учащиеся: Коты стали превращаться в цветных!

Звучит веселая мелодия «Солнечные лучики»

Педагог: да, а коты стали веселыми, начали танцевать и петь песенку. А звуки поднимались ввысь все выше и выше. А сколько в музыке нот?

Учащиеся: 7

Педагог показывает фокус «Превращение черно-белых нот  в цветные».

Педагог: Звуки песни летели над государством…

Все постепенно стало  разноцветным!

Педагог показывает фокус «Превращение черно-белого государства в цветное».

Педагог: А сейчас, ребята,  вы сами повторите этот фокус. Я раздам белый лист бумаги, цветную заготовку, прозрачный файл и маркер.

Учащиеся повторяют фокус  самостоятельно при поддержке педагога.

Педагог: Ребята, а давайте вернемся из сказки в нашу жизнь и подумаем. А зачем нам важно, чтобы был цвет вокруг?

Учащиеся: Предположения и ответы детей.

Педагог: А давайте подумаем, где в каких профессиях нам важно знать цвета и сочетания цветов. Ведь существует целая наука – колористика.

Педагог показывает слайды о сочетании цветов и применении их в дизайне интерьера и одежды.

Педагог: А есть еще профессии связанные с мультипликацией. И история этого вида искусства начиналась с черно-белых историй.

Педагог показывает слайды черно-белых мультфильмов, цветных мультфильмов, рассуждает с ребятами о профессиях в этой отрасли искусства.

Педагог: В завершении нашего занятия давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

На экране вопросы веселой викторины по материалу занятия.

Педагог: Ребята, вы прекрасно запомнили, что такое марионетка, какие бывают цвета, для чего нам нужно знать сочетания цветов, какие профессии связаны с наукой колористикой. Вы поучаствовали сами в создании марионетки и фокуса по превращению ахроматических цветов в хроматические. Наши занятия всегда полны чудес, превращений и сказок. Ведь мир мультипликации необычный, интересный и очень веселый! Вы можете дома сами снять свой мультик с помощью программы (педагог раздает памятку с названием программы).

У вас у каждого на столе лежат лайки и дизлайки. Положите, пожалуйста, в этот конверт с феей Хромой знак лайк, если занятие понравилось, и дизлайк, если не очень.

Спасибо вам за внимание и до скорых встреч на занятиях!