Сценарий массового воспитательного мероприятия
«Театрализованная игра-путешествие «Шахматная страна»
(Шахматный праздник для дошкольников, призванный в доступной игровой форме вызвать желание научится играть в шахматы, запомнить ходы шахматных фигур)
Шуриев Жанибек Кабаканович, руководитель шахматного клуба «Гамбит», педагог дополнительного образования,Игра проводится с детьми дошкольного возраста, которые начинают изучать шахматы
СП ДОД «Детско-юношеский центр «Открытие»»
ГБОУ СОШ с. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской областиПродолжительность: 30 мин.
Цель: Знакомство дошкольников с шахматными фигурами и правилами игры в шахматы, усвоение и закрепление азов шахматной науки.
Задачи:
1. Формировать стойкий интерес к шахматной науке;
2. Тренировать логическое мышление, внимание, память, игровые навыки.
3. Воспитывать уверенность в своих силах, уважение к своему партнёру.
Педагогическая целесообразность и предполагаемый результат:
- Создание условий для развития творческой активности детей через театрализованную деятельность;
- Развитие речи и коммуникативных навыков через стимулирование желания активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвуя в совместных играх;
- Развитие умения создавать образ (например, сказочного героя) и использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест, движение);
- Развитие навыки общения, совместного творчества, создания простейших проектов;
- Приобщение детей к театрально-игровой деятельности, совершенствование игровых навыков и развитие творческой самостоятельности через театрализованные игры.
Место проведения: Актовый зал или шахматный класс. На сцене эмблема «Шахматный клуб «Гамбит».
Оборудование и ресурсы: Ноутбук, проектор, светоустановка, подборка музыкальных композиций на цифровых носителях.
Материалы и декорации для оформления зала: Шахматное панно, демонстрационная магнитная доска, шапочки для шахматных фигур, аудиозаписи детских песен (песни «Маленькая страна», «Все могут короли» и др.), шахматный пол (игровое поле) с гигантскими шахматными фигурами, шахматные знамена, флажки, подставки под них.
Подготовка: Создание элементов костюма, разучивание наизусть стихов и песен о шахматных фигурах, слов сценария, репетиция постановки сказки.
Ход театрализованной игры-путешествия «Шахматная страна».
Звучит музыка. На авансцену выходит ребёнок в костюме «Шахматная королева» и Ведущий.
«Шахматная королева»:
За лесами, за горами, за широкими морями,
Не на небе, на земле, в чудной шахматной стране...
Чёрно-белые поля, два полка, два короля,
Между ними бой идёт, войско движется вперёд!
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые!
Сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие
в страну шахматных фигур, в шахматную сказку, где вы увидите живые шахматные фигуры и будете вместе с ними учиться играть в шахматы.
Звучит торжественный марш, на игровое поле выходят 2 детей в костюмах Пешки.
1 Пешка:
Этот маленький солдат
Лишь команды только ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат
Вдруг отправиться вперёд.
2 Пешка:
На войну, не на парад
Наш солдатик держит путь.
Ей нельзя пойти назад,
В сторону нельзя свернуть.
Ведущий:
Что же это за маленькие солдаты, ребята, как называются эти шахматные фигуры?
Дети:
Пешки.
Ведущий:
- Сколько пешек в каждом войске? Сколько клеток на игровом поле они занимают?
Дети:
Восемь.
Звучит торжественный марш, на игровое поле выходят ещё 6 детей в костюмах Пешки.
Ведущий:
- Объявляется весёлая шахматная зарядка, её проводят с нами все 8 Пешек. Все дружно встали и повторяем за пешками движения!
Физкультминутка «Шахматные пешки»:
Ну- ка, пешки, поиграем! (хлопки в ладоши)
Головой мы повращаем! (вращение головой)
Вправо – влево, а потом (повороты головы в стороны)
Наши ножки разомнём. (2 приседания)
Раз, два, три – на месте шаг. (марш на месте)
Встали пешки дружно в ряд. (марш на месте)
Взялись за руки все восемь, (встали в ряд, взялись за руки)
Нас послать в атаку просим! (сделали шаг вперёд)
Ведущий:
- Спасибо вам, Пешки, за весёлую зарядку! Все садимся и смотрим, что будет дальше!
Звучат фанфары, на игровое поле выходят 2 детей в костюмах Слона.
1 Слон:
Я офицер, я храбр как лев,
Я строен, я высок.
2 Слон:
Предпочитаю я ходить
Всегда наискосок.
Ведущий:
Что же это за храбрые офицеры, как называются эти шахматные фигуры?
Дети:
Слоны.
Ведущий:
- Сколько слонов в каждом войске? Сколько игровых мест на поле они занимают?
Дети:
Два.
Ведущий:
- Слоны проводят с нами игру «Шахматные буквы и слова».
Слоны показывают по очереди буквы. Дети называют шахматные слова, начинающиеся с этой буквы. Буквы П, С, К, Л, К, Ф, Д, Ш.
Ведущий:
- Спасибо вам, Слоны, за интересную игру! А теперь мы смотрим, что же дальше!
Звучит торжественный марш, на игровое поле выбегают на палочках-лошадках 2 детей в костюмах Коней.
1 Конь:
Вот повадки у лошадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И скакнет из-за спины.
2 Конь:
Буквой «Г» всегда хожу.
Очень службой дорожу!
Я горячий, как огонь!
Боевой я белый….
Дети: Конь.
Ведущий:
- Молодцы! Догадались и правильно ответили, это Кони! Сколько коней в шахматном войске? Сколько игровых мест на поле они занимают?
Дети:
Два.
Ведущий:
Продолжаем кричалки. Кони проводят с нами игру «Продолжи стихи, скажи в рифму».
Кони по очереди читают загадки-кричалки. Дети слушают стишок и называют в рифму последнее шахматное слово).
1 Конь:
Люди их передвигают, коротают вечера,
Вот на чёрно-белом поле гениальная игра!
Научись скорее ты, поиграем в ……
(Шахматы).
2 Конь:
Вот ряды фигур точеных - чёрно-белые войска.
Вся в квадратах - белых, черных - деревянная …….
(Доска).
1 Конь:
Он бежит на всех парах… Королю угроза - ….
(Шах)
2 Конь:
Ферзь противника так рад – королю поставил…
(Мат)
Ведущий:
- Спасибо вам, Кони, за мозговую разминку! А теперь мы смотрим, что же дальше!
Звучит музыка, на игровое поле выходят 2 детей в костюмах Ладьи.
1 Ладья:
Видимо, она упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет: прыг да скок,
Не шагнёт наискосок.
2 Ладья:
Так от края и до края
Может двигаться она,
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Ведущий:
Что же это за маленькие кораблики или башенки, которые могут передвигаться и по земле, и по воде? Как называется такая шахматная фигура?
Дети:
Ладья.
Ведущий:
- Сколько фигур под названием «Ладья» в каждом войске? Сколько клеток на игровом поле они занимают?
Дети:
Две.
Ведущий:
Продолжаем играть. Две Ладьи проводят с нами игру «Волшебный мешочек».
1 Ладья поочередно подходит к участникам праздника с мешочком с шахматными фигурами и просит достать из «волшебного мешочка» заданную шахматную фигуру.
2 Ладьи подходят к участникам с таким же мешочком с шахматными фигурами и просит достать из «волшебного мешочка» любую шахматную фигуру и на ощупь определить, как она называется.
Ведущий:
- Спасибо вам, Ладьи, за помощь! А теперь мы попросим самого храброго игрока с завязанными глазами угадать шахматную фигуру. Кто хочет?
1 Ладья:
Здесь темнота и нету света —
Узнай фигуру: та иль эта?
2 Ладья:
Завязываем глаза смельчаку, и он отгадывает фигуру.
2 Ладьи проводят игру со смельчаком, который с завязанными глазами достаёт из «волшебного мешочка» шахматную фигуру и на ощупь определяет, как она называется.
Звучит музыка, на игровое поле выходит ребёнок в костюме Ферзя.
Ферзь:
Я командую войсками.
Поиграть хочу я с вами!
Ну-ка, руки поднимаем
И зарядку начинаем!
Ведущий:
- Объявляется ещё одна весёлая шахматная зарядка. Командует и показывает движения наш полководец. Вы уже догадались, кто это?
Дети:
Ферзь.
Ферзь:
Все дружно встали и повторяем за мной движения!
- Раз, два, три, четыре, пять! (хлопки в ладоши)
Вышли пешки погулять! (шаг на месте)
Ферзь сильней или Король? (сжимаем – разжимаем кулаки)
Чья главнее в войске роль? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (руки вверх, ладони вперёд)
Необычен каждый шаг! (приседания)
А ладья упряма, (встали, руки в бок)
Ходит только прямо! (шаг вперёд)
Все войска стоят стеной, (взялись за руки)
Начинаем этот бой. (подняли руки вверх)
Ведущий:
- Спасибо Ферзю за проведённую разминку! А теперь посмотрите на поле и скажите, кого же в нашем войске не хватает, какая шахматная фигура к нам уже стучит?
Дети:
Король.
Звучат фанфары, затем музыка на тему песни «Всё могут короли», на игровое поле выходит ребёнок в костюме Короля.
Король:
На черно-белом крыльце сидели:
Король - венценосец,
Ферзь - полководец,
2 слона, 2 коня и ещё 2 ладьи,
И строй из пехоты у них впереди.
Ведущий:
- Приветствуем Его Величество Короля, главную шахматную фигуру нашего сказочного войска!
Дети:
Да здравствует Король!
Ведущий:
- Сколько фигур под названием «Ферзь» и «Король» в каждом войске? Какие клетки на игровом поле они занимают?
Дети:
По одному. Одну клетку своего цвета в центре занимает Король. Рядом с Королём в центре стоит Ферзь.
Ведущий:
- Как ходит Ферзь?
Дети:
Как угодно, только не буквой «Г».
Ведущий:
- Как ходит Король?
Дети:
Как угодно, только на одну клетку.
Ведущий:
- Кто из них главнее? Кто из них сильнее?
Дети:
Король – главный. Ферзь – самый сильный.
Король:
Объявляю игру «Волшебная доска».
Ведущий:
Пока Король читает стихи, вы должны правильно расставить на поле фигуры для начала шахматного сражения.
Вызываются 2 команды!
Ведущий помогает детям создать 2 команды. За 1минуту надо расставить шахматные фигуры на доске, пока Король читает стих).
Король:
На черно-белом крыльце сидели:
Король - венценосец,
Ферзь - полководец,
2 слона, 2 коня и ещё 2 ладьи,
И строй из пехоты у них впереди.
Ведущий:
- Спасибо Вашему Величеству за интересную игру! Наших замечательных шахматных героев я прошу перемешаться и встать на поле в неправильном порядке. А теперь попросим наших родителей и гостей расставить правильно на доске шахматные фигуры! Выходите к нам!
Игра «Фигуры заблудились».
Фигуры перепутывают свои места. Участники испытания для гостей и родителей находят ошибки и правильно расставляют детей, одетых в шахматные фигуры на свои поля.
Звучит финальные звуки фанфар.
По сигналу ведущего дети выходят и хором исполняют песню «Шахматная страна» (на мотив песни И. Николаева)
Ведущий:
Вы все просто молодцы! Главное то, что вы полюбили шахматы, знаете фигуры, их расположение на шахматной доске, умеете с ними играть. И впереди у нас еще много встреч на шахматных уроках и турнирах.
- Мы в королевстве шахмат очень рады,
Вы заслужили все достойные награды!
Вам по плечу любое сложное заданье,
Здоровья вам, удачи, до свиданья!
Как подготовить массовое воспитательное мероприятие
Для тщательной подготовки и организации праздника (акции, слёта активистов, соревнований, др., можно использовать следующий подробный перечень дел (чек-лист):
Его нужно отредактировать в соответствии со спецификой проводимого мероприятия, заполнить пустые колонки таблицы, определив сроки и ответственных за конкретные пункты плана.
План подготовки массовых мероприятий
Наименование ___________________________________________________
Дата, время, место проведения ______________________________________
Уровень __________________________________
Целевая аудитория _______________________________________________
№ |
Задача |
Действия |
Ответствен ный |
Дата, отметка о выпол- нении |
1 |
Определить дату и место проведения, формат, уровень, участников |
Соотнести с планом на месяц, другими проводимыми мероприятиями, заранее подать в план нового месяца (года). Отразить формат и уровень в названии, состав участников в пояснении |
||
2 |
Определить предполагаемый результат, (готовый продукт) |
Диплом (сертификат) участника, победителя, приз победителя, подарок, газета (статья), поделка, др. (н-р, посаженные деревья) |
||
3 |
Определить состав жюри, оргкомитета, гостей, модераторов, волонтёров |
Учесть уровень и целевую аудиторию, соорганизаторов, заинтересованные лица |
||
4 |
Подготовить рабочую документацию |
Распоряжение, положение, программу, сценарий открытия |
||
5 |
Разослать 1-ый вариант доков для согласования с заинтересованными лицами |
Рассылка доков для согласования членам оргкомитета, жюри и др. Обзвонить, собрать оргкомитет очно или онлайн, внести необходимые коррективы |
||
6 |
Подготовить закупки по смете |
Закупить, согласно смете, подарки, дипломы, оборудование, аксессуары, др. |
||
7 |
Подготовить, завизировать и разослать итоговый вариант доков. |
Распечатать, заверить, зарегистрировать Распоряжение с приложениями, дипломы (сертификаты), др. Рассылка доков всем организаторам и участникам, созвон с адресатами по ? получения инфы |
||
8 |
Пригласить гостей, волонтёров |
Определиться с гостями, обзвонить, подписать и раздать пригласительные |
||
9 |
Согласовать ?? по месту проведения мероприятия, возможного обеденного перерыва, концерта, др. |
Позвонить, встретиться с шефом кафе (столовой), администрацией школы, клуба, стадиона, обговорить ?? организации, концертных номеров, мебели, оборудования, денег на питание |
||
10 |
Подготовить оборудование для проведения, аудио и видео материал |
Ноутбук, проектор, флаг, запись гимна, тематическая презентация, фильм, др. |
||
11 |
Подготовить раздатку для жюри, модераторов и участников |
Канцтовары, планшеты, карты, схемы, листы оценки, протоколы на этапах, итоговый протокол, маршрутные листы, бейджи и др. |
||
12 |
Организовать заезд участников. Организовать работу жюри, модераторов, др. |
Встретить участников, гостей, разбить по группам, прикрепить волонтёров, проводить на места. Проводить членов жюри, гостей по месту работы, обеспечить раздаткой |
||
13 |
Провести торжественное открытие |
Обеспечить подъём флага, исполнение гимна, выступление гостей, представление участников и жюри |
||
14 |
Координировать работу участников в соответ. с программой |
Поддерживать работу жюри, волонтёров, решать попутные вопросы |
||
15 |
Организовать кофе-паузу (перерыв на обед) |
Провести кофе-паузу, чаепитие, обеденный перерыв в буфете (столовой), фойе, кабинете - в зависимости от времени и места проведения |
||
16 |
Обеспечить занятость участников до отъезда |
Организовать на время работы жюри игры, флэш-моб, просмотр видео, др. |
||
17 |
Подвести итоги на этапах, общий итог |
Организовать работу жюри по подведению итогов. Распределить подарки, призы, подписать грамоты |
||
18 |
Провести итоговую линейку, награждение |
Обеспечить выступление жюри, представление победителей, вручение наград. Проводить участников и гостей |
||
19 |
Провести рефлексию |
Обсудить в команде: что не получилось, что дополнить и исправить в след. раз. |
||
20 |
Подготовить отчёт, опубликовать пост-релиз |
Составить резюме, отчёт, статью, фото репортаж, итоговую презентацию и др. |
||
Подготовила старший методист ДЮЦ Ермилина И.В. |