Сценарий массового воспитательного мероприятия                                                                                                          

«Театрализованная игра-путешествие «Шахматная страна»

 (Шахматный праздник для дошкольников, призванный в доступной игровой форме вызвать желание научится играть в шахматы, запомнить ходы шахматных фигур)

        

Шуриев Жанибек Кабаканович, руководитель шахматного клуба «Гамбит», педагог дополнительного образования,Игра проводится с детьми дошкольного возраста, которые начинают изучать шахматы   

СП ДОД «Детско-юношеский центр «Открытие»»

ГБОУ СОШ с. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской областиПродолжительность: 30 мин.

 

Цель: Знакомство дошкольников с шахматными фигурами и правилами игры в шахматы, усвоение и закрепление азов шахматной науки.

Задачи:

1. Формировать стойкий интерес к шахматной науке;

2. Тренировать логическое мышление, внимание, память, игровые навыки.

3. Воспитывать уверенность в своих силах, уважение к своему партнёру.

Педагогическая целесообразность и предполагаемый результат:

- Создание условий для развития творческой активности детей через театрализованную деятельность;

- Развитие речи и коммуникативных навыков через стимулирование желания активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвуя в совместных играх;

- Развитие умения создавать образ (например, сказочного героя) и использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест, движение);

- Развитие навыки общения, совместного творчества, создания простейших проектов;

- Приобщение детей к театрально-игровой деятельности, совершенствование игровых навыков и развитие творческой самостоятельности через театрализованные игры.

Место проведения: Актовый зал или шахматный класс. На сцене эмблема «Шахматный клуб «Гамбит».

 

Оборудование и ресурсы: Ноутбук, проектор, светоустановка, подборка музыкальных композиций на цифровых носителях.

Материалы и декорации для оформления зала: Шахматное панно, демонстрационная магнитная доска, шапочки для шахматных фигур, аудиозаписи детских песен (песни «Маленькая страна», «Все могут короли» и др.), шахматный пол (игровое поле) с гигантскими шахматными фигурами, шахматные знамена, флажки, подставки под них.

Подготовка: Создание элементов костюма, разучивание наизусть стихов и песен о шахматных фигурах, слов сценария, репетиция постановки сказки.

Ход театрализованной игры-путешествия «Шахматная страна».

Звучит музыка.  На авансцену выходит ребёнок в костюме «Шахматная королева» и Ведущий.

«Шахматная королева»:

За лесами, за горами, за широкими морями,

Не на небе, на земле, в чудной шахматной стране...

Чёрно-белые поля, два полка, два короля,

Между ними бой идёт, войско движется вперёд!

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые!

Сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие

в страну шахматных фигур, в шахматную сказку, где вы увидите живые шахматные фигуры и будете вместе с ними учиться играть в шахматы.

Звучит торжественный марш, на игровое поле выходят 2 детей в костюмах Пешки.

1 Пешка:

Этот маленький солдат

Лишь команды только ждёт,

Чтоб с квадрата на квадрат

Вдруг отправиться вперёд.

2 Пешка:

На войну, не на парад

Наш солдатик держит путь.

Ей нельзя пойти назад,

В сторону нельзя свернуть.

Ведущий:

Что же это за маленькие солдаты, ребята, как называются эти шахматные фигуры?

Дети: 

Пешки.

Ведущий:

- Сколько пешек в каждом войске? Сколько клеток на игровом поле они занимают?

Дети: 

Восемь.

Звучит торжественный марш, на игровое поле выходят ещё 6 детей в костюмах Пешки.

Ведущий:

- Объявляется весёлая шахматная зарядка, её проводят с нами все 8 Пешек. Все дружно встали и повторяем за пешками движения!

Физкультминутка «Шахматные пешки»:
Ну- ка, пешки, поиграем!                (хлопки в ладоши)

Головой мы повращаем!                 (вращение головой)

Вправо – влево, а потом                 (повороты головы в стороны)

Наши ножки разомнём.                  (2 приседания)   
Раз, два, три – на месте шаг.          (марш на месте)

Встали пешки дружно в ряд.         (марш на месте)

Взялись за руки все восемь,          (встали в ряд, взялись за руки)

Нас послать в атаку просим!          (сделали шаг вперёд)
Ведущий:

- Спасибо вам, Пешки, за весёлую зарядку! Все садимся и смотрим, что будет дальше!

 Звучат фанфары, на игровое поле выходят 2 детей в костюмах Слона.

1 Слон:

Я офицер, я храбр как лев,

Я строен, я высок.

2 Слон:

Предпочитаю я ходить

Всегда наискосок.

Ведущий:

Что же это за храбрые офицеры, как называются эти шахматные фигуры?

Дети: 

Слоны.

Ведущий:

- Сколько слонов в каждом войске? Сколько игровых мест на поле они занимают?

Дети: 

Два.

Ведущий:

- Слоны проводят с нами игру «Шахматные буквы и слова».

Слоны показывают по очереди буквы. Дети называют шахматные слова, начинающиеся с этой буквы. Буквы П, С, К, Л, К, Ф, Д, Ш.

Ведущий:

- Спасибо вам, Слоны, за интересную игру! А теперь мы смотрим, что же дальше!

 Звучит торжественный марш, на игровое поле выбегают на палочках-лошадках 2 детей в костюмах Коней.

1 Конь:

Вот повадки у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки,

И скакнет из-за спины.

2 Конь:

Буквой «Г» всегда хожу.

Очень службой дорожу!

Я горячий, как огонь!

Боевой я белый….

Дети: Конь.

Ведущий:

- Молодцы! Догадались и правильно ответили, это Кони! Сколько коней в шахматном войске? Сколько игровых мест на поле они занимают?

Дети: 

Два.

Ведущий:

Продолжаем кричалки. Кони проводят с нами игру «Продолжи стихи, скажи в рифму».

Кони по очереди читают загадки-кричалки. Дети слушают стишок и называют в рифму последнее шахматное слово). 

1 Конь:

Люди их передвигают, коротают вечера,

Вот на чёрно-белом поле гениальная игра!

Научись скорее ты, поиграем в ……

(Шахматы).

2 Конь:

Вот  ряды фигур точеных - чёрно-белые войска.

Вся в квадратах - белых, черных - деревянная …….

(Доска).

1 Конь:

Он бежит на всех парах… Королю угроза - ….

(Шах)

2 Конь:

Ферзь противника так рад – королю поставил…

(Мат)

Ведущий:

- Спасибо вам, Кони, за мозговую разминку! А теперь мы смотрим, что же дальше!

Звучит музыка, на игровое поле выходят 2 детей в костюмах Ладьи.

1 Ладья:

Видимо, она упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет: прыг да скок,

Не шагнёт наискосок.

2 Ладья:

Так от края и до края

Может двигаться она,

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Ведущий:

Что же это за маленькие кораблики или башенки, которые могут передвигаться и по земле, и по воде? Как называется такая шахматная фигура?

Дети: 

Ладья.

Ведущий:

- Сколько фигур под названием «Ладья» в каждом войске? Сколько клеток на игровом поле они занимают?

Дети: 

Две.

Ведущий:

Продолжаем играть. Две Ладьи проводят с нами игру «Волшебный мешочек».

1 Ладья поочередно подходит к участникам праздника с мешочком с шахматными фигурами и просит достать из «волшебного мешочка» заданную шахматную фигуру.

2 Ладьи подходят к участникам с таким же мешочком с шахматными фигурами и просит достать из «волшебного мешочка» любую шахматную фигуру и на ощупь определить, как она называется.
Ведущий:

- Спасибо вам, Ладьи, за помощь! А теперь мы попросим самого храброго игрока с завязанными глазами угадать шахматную фигуру. Кто хочет?

1 Ладья:

Здесь темнота и нету света —

Узнай фигуру: та иль эта?

2 Ладья:

Завязываем глаза смельчаку, и он отгадывает фигуру.

2 Ладьи проводят игру со смельчаком, который с завязанными глазами достаёт из «волшебного мешочка» шахматную фигуру и на ощупь определяет, как она называется.

Звучит музыка, на игровое поле выходит ребёнок  в костюме Ферзя.

Ферзь:

Я командую войсками.

Поиграть хочу я с вами!

Ну-ка, руки поднимаем

И зарядку начинаем!

Ведущий:

- Объявляется ещё одна весёлая шахматная зарядка. Командует и показывает движения наш полководец. Вы уже догадались, кто это?

Дети:

Ферзь.

Ферзь:

Все дружно встали и повторяем за мной движения!

- Раз, два, три, четыре, пять!           (хлопки в ладоши)
Вышли пешки погулять!              (шаг на месте)
Ферзь сильней или Король?        (сжимаем – разжимаем кулаки)
Чья главнее в войске роль?         (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!    (руки вверх, ладони вперёд)
Необычен каждый шаг!               (приседания)
А ладья упряма,                            (встали, руки в бок)

Ходит только прямо!                   (шаг вперёд)           

Все войска стоят стеной,             (взялись за руки)

Начинаем этот бой.                      (подняли руки вверх)
Ведущий:

- Спасибо Ферзю за проведённую разминку! А теперь посмотрите на поле и скажите, кого же в нашем войске не хватает, какая шахматная фигура к нам уже стучит?

Дети:

Король.

 Звучат фанфары, затем музыка на тему песни «Всё могут короли», на игровое поле выходит ребёнок в костюме Короля.

Король:

На черно-белом крыльце сидели:

Король - венценосец,

Ферзь - полководец,

2 слона, 2 коня и ещё 2 ладьи,

И строй из пехоты у них впереди.

Ведущий:

- Приветствуем Его Величество Короля, главную шахматную фигуру нашего сказочного войска!

Дети:

Да здравствует Король!

Ведущий:

- Сколько фигур под названием «Ферзь» и «Король» в каждом войске? Какие клетки на игровом поле они занимают?

Дети: 

По одному. Одну клетку своего цвета в центре занимает Король. Рядом с Королём в центре стоит Ферзь.

Ведущий:

- Как ходит Ферзь?

Дети: 

Как угодно, только не буквой «Г».

Ведущий:

- Как ходит Король?

Дети: 

Как угодно, только на одну клетку.

Ведущий:

- Кто из них главнее? Кто из них сильнее?

Дети: 

Король – главный. Ферзь – самый сильный.

Король:

Объявляю игру «Волшебная доска».

Ведущий:

Пока Король читает стихи, вы должны правильно расставить на поле фигуры для начала шахматного сражения.

Вызываются 2 команды!

Ведущий помогает детям создать 2 команды. За 1минуту надо расставить шахматные фигуры на доске, пока Король читает стих).

Король:

На черно-белом крыльце сидели:

Король - венценосец,

Ферзь - полководец,

2 слона, 2 коня и ещё 2 ладьи,

И строй из пехоты у них впереди.

Ведущий:

- Спасибо Вашему Величеству за интересную игру! Наших замечательных шахматных героев я прошу перемешаться и встать на поле в неправильном порядке. А теперь попросим наших родителей и гостей расставить правильно на доске шахматные фигуры! Выходите к нам!

Игра «Фигуры заблудились».

Фигуры перепутывают свои места. Участники испытания для гостей и родителей находят ошибки и правильно расставляют детей, одетых в шахматные фигуры на свои поля.

 Звучит финальные звуки фанфар.

По сигналу ведущего дети выходят и хором исполняют песню «Шахматная страна» (на мотив песни И. Николаева)

Ведущий:

Вы все просто молодцы! Главное то, что вы полюбили шахматы, знаете фигуры, их расположение на шахматной доске, умеете с ними играть. И впереди у нас еще много встреч на шахматных уроках и турнирах.

- Мы в королевстве шахмат очень рады,

Вы заслужили все достойные награды!

Вам по плечу любое сложное заданье,

Здоровья вам, удачи, до свиданья!

 

Как подготовить массовое воспитательное мероприятие

Для тщательной подготовки и организации праздника (акции, слёта активистов, соревнований, др., можно использовать следующий подробный перечень дел (чек-лист):

Его нужно отредактировать в соответствии со спецификой проводимого мероприятия, заполнить пустые колонки таблицы, определив сроки и ответственных за конкретные пункты плана.

План подготовки массовых мероприятий

Наименование ___________________________________________________

Дата, время, место проведения ______________________________________

Уровень __________________________________

Целевая аудитория _______________________________________________

Задача

Действия

Ответствен

ный

Дата, отметка о выпол-

нении

1

Определить дату и место проведения, формат, уровень, участников

Соотнести с планом на месяц, другими проводимыми мероприятиями, заранее подать в план нового месяца (года). Отразить формат и уровень в названии, состав участников в пояснении

   

2

Определить предполагаемый результат, (готовый продукт)

Диплом (сертификат) участника, победителя, приз победителя, подарок, газета (статья), поделка, др. (н-р, посаженные деревья)

   

3

Определить состав жюри, оргкомитета, гостей, модераторов, волонтёров

Учесть уровень и целевую аудиторию, соорганизаторов, заинтересованные лица

   

4

Подготовить рабочую документацию

Распоряжение, положение, программу, сценарий открытия

   

5

Разослать 1-ый вариант доков для согласования с заинтересованными лицами

Рассылка доков для согласования членам оргкомитета, жюри и др. Обзвонить, собрать оргкомитет очно или онлайн, внести необходимые коррективы

   

6

Подготовить закупки по смете

Закупить, согласно смете, подарки, дипломы, оборудование, аксессуары, др.

   

7

Подготовить, завизировать и разослать итоговый вариант доков.

Распечатать, заверить, зарегистрировать Распоряжение с приложениями, дипломы (сертификаты), др. Рассылка доков всем организаторам и участникам, созвон с адресатами по ? получения инфы

   

8

Пригласить гостей, волонтёров

Определиться с гостями, обзвонить, подписать и раздать пригласительные

   

9

Согласовать ?? по месту проведения мероприятия, возможного обеденного перерыва, концерта, др.

Позвонить, встретиться с шефом кафе (столовой), администрацией школы, клуба, стадиона, обговорить ?? организации, концертных номеров, мебели, оборудования, денег на питание

   

10

Подготовить оборудование для проведения, аудио и видео материал

Ноутбук, проектор, флаг, запись гимна, тематическая презентация, фильм, др.

   

11

Подготовить раздатку для жюри, модераторов и участников

Канцтовары, планшеты, карты, схемы, листы оценки, протоколы на этапах, итоговый протокол, маршрутные листы, бейджи и др.

   

12

Организовать заезд участников. Организовать работу жюри, модераторов, др.

Встретить участников, гостей, разбить по группам, прикрепить волонтёров, проводить на места. Проводить членов жюри, гостей по месту работы, обеспечить раздаткой

   

13

Провести торжественное открытие

Обеспечить подъём флага, исполнение гимна, выступление гостей, представление участников и жюри

   

14

Координировать работу участников в соответ. с программой

Поддерживать работу жюри, волонтёров, решать попутные вопросы

   

15

Организовать кофе-паузу (перерыв на обед)

Провести кофе-паузу, чаепитие, обеденный перерыв в буфете (столовой), фойе, кабинете - в зависимости от времени и места проведения

   

16

Обеспечить занятость участников до отъезда

Организовать на время работы жюри игры, флэш-моб, просмотр видео, др.

   

17

Подвести итоги на этапах, общий итог

Организовать работу жюри по подведению итогов. Распределить подарки, призы, подписать грамоты

   

18

Провести итоговую линейку, награждение

Обеспечить выступление жюри, представление победителей, вручение наград. Проводить участников и гостей

   

19

Провести рефлексию

Обсудить в команде: что не получилось, что дополнить и исправить в след. раз.

   

20

Подготовить отчёт, опубликовать пост-релиз

Составить резюме, отчёт, статью, фото репортаж, итоговую презентацию и др.

   
   Подготовила старший методист ДЮЦ Ермилина И.В.