ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР в 2016 - 2017 уч. году

         Детско-юношеский центр – структурное подразделение дополнительного образования детей ГБОУ СОШ с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области.

В 2016-2017 уч. в ДЮЦ занимается всего 1498 детей (или 27 % от общего числа школьников района).Из них более 50 % детей 11-14 лет,  18 % подростков 15-17 лет и более 30 % детей 5-10 лет (данные на 16 сентября 2016 года).

В ДЮЦ работает 53 педагога, из них имеют высшую (14) и первую (16) квалификационные категории 30 (57 %) педагогов, соответствуют занимаемой должности 12 (23 %).

На базе 12 общеобразовательных школ Красноярского района работает 56 творческих объединений учащихся, из них 18 – на базе ГБОУ СОШ с. Красный Яр.

Работа ведётся по 6 направленностям:

  • Физкультурно-спортивной (шахматы, хоккей, спортивное ориентирование, спортивный туризм) – 24 групп, 342 обучающихся;
  • Художественной (эстрадный вокал, изобразительное искусство, роспись по дереву, лепка, музыка, вокал и хоровое пение, хореография, рукоделие) – 24 групп, 351 обучающихся;
  • Туристско-краеведческой (туризм, краеведение) – 5 групп, 75 обучающихся;
  • Технической (основы компьютерной грамотности, основы информатики, цифровое фото, робототехника) – 8 групп, 120 обучающихся;
  • Естественнонаучной (экология и лесоводство) – 9 групп, 133 обучающийся;
  • Социально-педагогической – 25 групп, 477 обучающийся, из них доармейская подготовка в военно-патриотических клубах – 10 групп, 149 чел., журналистика, православная культура, иностранный язык – 11 групп, 159 чел., дошкольная подготовка – 3 группы, 45 детей 5-7 лет.

Количество групп и детей, занимающихся по дополнительным образовательным программам на базе ДЮЦ                                                  и Красноярской СОШ в с. Красный Яр – 38 групп, 606 человек.

Творческое объединение, педагог Кол. групп Кол. детей
1 «Виктория» (хореография), Решетникова А.Н. 5 75
2 «Радуга» (изотворчество и основы православной культуры), Гладкова О.И. 6 126
3 «Вдохновение» (хоровое пение), Шаломеева Н.Н. 4 60
4 «Кудрина» (изотворчество, роспись по дереву), Абрамова А.В. 3 45
5 «Оздоровительные танцы» (хореография), Разживин А.А. 2 29
6 «Музыкальная капель» (эстрадный вокал), Гришина И.Ю. 2 29
7 «Скрапбукинг», Морозова Е.О. 1 15
8 «Вязание» (рукоделие, вязание спицами и крючком), Ахоян К.С. 1 15
9 «Школа раннего развития» (дошкольная подготовка), Ахоян К.С. 2 30
10 «Робот» (робототехника), Торин Е.В. 1 15
11 «Инфознайка» (информатика), Гурьянова Л.М. 2 30
12 «Занимательный английский», Хучиева А.М. 1 15
13 «Драйв» (спортивный туризм), Морозов А.В. 1 15
14 «ВСПК» (Военно-патриотический клуб), Петрова Н.Г. 1 15
15 «Спортитвные игры. Шахматы», Журавлёв П.А. 2 27
16 «Спортивный туризм», Акаева г.А. 2 28
17 «Куклы» (рукоделие), Рубцова С.М. 1 15
18 «Экология», Рубцова С.М. 1 15
  ИТОГО: 18 38 606

 

Кроме того, на базе СОШ с. Новый Буян – 19 групп, 282 чел., СОШ п. Волжский – 16 групп, 206 чел., СОШ с. Б. Раковка – 8 групп,       113 чел., СОШ с. Хилково – 6 групп, 90 чел., СОШ п. Коммунарский – 6 групп, 90 чел., СОШ с. Р. Селитьба – 2 группы, 30 чел., СОШ                   с. Б. Каменка – 2 группы, 30 чел., СОШ с. Шилан – 2 группы, 30 чел., ООШ с. С. Буян – 1 группа, 17 чел., с. Колодинка – 1 группа, 13 чел.

Подготовила старший методист ДЮЦ Ермилина И.В., т. 20483

 
   

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23.03.2015 г.           № 139 од

 

О создании экспертного совета и методических объединений педагогов

дополнительного образования

В целях обеспечения методического сопровождения образовательного процесса образовательных организаций, имеющих структурные подразделения дополнительного образования детей, организации работы площадок по обмену и распространению педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей и осуществления качественной своевременной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ, предлагаемых общеобразовательными организациями на рынке образовательных услуг Северо-Западного округа:

1. Создать окружной экспертный совет по дополнительному образованию из руководителей (представителей) структурных подразделений дополнительного образования детей общеобразовательных организаций округа и руководителей окружных методических объединений педагогов дополнительного образования.

2. Создать окружные методические объединения педагогов дополнительного образования детей социально-педагогической, технической, художественной, физкультурно-спортивной, естественнонаучной, туристско-краеведческой направленностей, а также методическое объединение руководителей подростковых военно-патриотических клубов.

3. Утвердить Положение об окружном экспертном совете по дополнительному образованию и Положение о методических объединениях педагогов дополнительного образования (Приложения 1 и 2).

4. Назначить руководителем окружного методического объединения педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности и методического объединения руководителей подростковых военно-патриотических клубов Ермилину И.В. (ГБОУ СОШ с. Красный Яр).

5. Назначить руководителем окружного методического объединения педагогов дополнительного образования технической направленности Торина Е.В. (ГБОУ СОШ с. Красный Яр).

6. Назначить руководителем окружного методического объединения педагогов дополнительного образования социально-педагогической направленности Рахматуллину С.Н. (ГБОУ СОШ с. Кошки).

7. Назначить руководителем окружного методического объединения педагогов дополнительного образования художественной направленности Гусеву И.В. (ГБОУ СОШ п. Мирный).

8. Назначить руководителем окружного методического объединения педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности Бутяеву М.Г. (ГБОУ СОШ с. Кошки).

9. Назначить руководителем окружного методического объединения педагогов дополнительного образования естественнонаучной направленности Мартынову Н.В. (ГБОУ СОШ с. Елховка).

10. Директорам ГБОУ СОШ с. Красный Яр (Жадновой С.Н.), ГБОУ СОШ п. Мирный (Пучко М.А.), ГБОУ СОШ с. Елховка (Свиридовой О.Г.), ГБОУ СОШ с. Кошки (Бембетьеву Б.П.) изыскать возможность доплаты руководителям окружных методических объединений педагогов дополнительного образования в размере 1000 рублей в месяц с 1.09.2015 г. из ФОТ образовательной организации.

11. Контроль над исполнением данного распоряжения возложить на начальника отдела развития образования Коновалова А.В.

Руководитель СЗУ                                                         О.М. Коковихин

884657 23430 Коновалов А.В.

Приложение 1.
УТВЕРЖДЕНО
                                                            Распоряжением СЗУ МОН СО
                                                                  от 23.03.2015 года № 139 од
   

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКРУЖНОМ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

  1. Общие положения.

Окружной экспертный совет (ОЭС) по дополнительному образованию создаётся с целью обеспечения роста качества дополнительного образования в общеобразовательных организациях округа, в т.ч., внедрения в образовательный процесс дополнительных общеобразовательных программ нового поколения.

В ОЭС входят специалисты отдела развития СЗУ, руководители (представители) структурных подразделений дополнительного образования детей общеобразовательных организациях округа и руководители МО педагогов дополнительного образования по всем направленностям дополнительного образования. ОЭС осуществляет проведение экспертизы программ ДО, сквозных целевых и долговременных воспитательных программ, а также конкурсов программ и методических материалов к ним.

ОЭС в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребенка, законами Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации, ФГОС, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», нормативными документами органов управления образованием и настоящим Положением.

ОЭС создается и ликвидируется на основании Распоряжения СЗУ МОН СО.

  1. Задачи ОЭС по дополнительному образованию.

В ходе работы ОЭС решаются следующие задачи:

  • экспертная оценка программно-методического материала (ПММ), используемого в образовательном процессе в СП ДОД ОО округа;
  • изучение и отбор лучших учебных, целевых, воспитательных программ с учетом запросов социума;
  • организация конкурсов программ и методических материалов к ним;
  • обобщение итогов проведённых экспертиз и конкурсов;
  • контроль над процессом приведения ПММ в соответствие с современными требованиями;
  • внедрение лучших ПММ и разработок педагогов ДО в практику работы в целях обеспечение роста качества ДО.
  1. Организация работы ОЭС.

3.1. Для организации своей работы ОЭС избирает руководителя (председателя).

ОЭС планирует свою работу на год. В годовой план работы ЭС включаются график проведения его заседаний и описание деятельности. В течение учебного года проводится не менее двух заседаний ОЭС.

3.2. К основным формам работы в ОЭС относятся:

  • контроль качества реализуемых программ, проведение экспертиз программ и внедрение лучших из них в образовательный процесс;
  • ''круглые столы'', совещания и семинары по программно-методическим вопросам;
  • творческие отчеты педагогов.
  1. Права ОЭС.

ОЭС имеет право:

  • вносить предложения по совершенствованию ПММ;
  • рекомендовать лучшие программы к публикации и к реализации в СП ДОД ОО СЗУ;
  • выдвигать педагогов для участия в конкурсах ПММ областного уровня;
  • рекомендовать к поощрению педагогов – авторов и разработчиков лучших ПММ за активное участие в программно-методической деятельности.
  1. Обязанности членов ОЭС.

Каждый член ОЭС обязан:

  • участвовать в заседаниях ОЭС, практических семинарах и других мероприятиях, проводимых по плану работы ОЭС;
  • участвовать в работе по повышению уровня своего профессионального мастерства;
  • знать нормативно-правовую базу, основные тенденции развития ДО и его перспективы.
  1. Документация и отчетность ОЭС.

ЭС должен иметь следующие документы:

  1. положение о ОЭС;
  2. анализ работы ОЭС за прошедший год;
  3. протоколы заседаний ОЭС;
  4. график проведения экспертиз, конкурсов ПММ на текущий год и перспективный план их проведения;
  5. информационные и аналитические справки по мониторингу ПММ.
УТВЕРЖДЕНО
Распоряжением СЗУ МОиН
от 23.03.2015 года № 139 од
   

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОКРУЖНОМ

МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Общие положения.

Окружное методическое объединение организуется при наличии не менее пяти педагогов дополнительного образования детей по одной или нескольким направленностям дополнительного образования. Окружное методическое объединение (ОМО) осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одной или нескольким родственным программам дополнительного образования детей или воспитательному направлению.

ОМО в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребенка, законами Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации, ФГОС, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», нормативными документами органов управления образованием и настоящим Положением.

Методическое объединение создается и ликвидируется на основании Распоряжения Северо-Западного управления МОиН СО.

  1. Задачи окружного методического объединения педагогов дополнительного образования.

В ходе работы ОМО педагогов дополнительного образования решаются следующие задачи:

  • изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
  • отбор содержания и составление учебных программ с учетом вариативности и разноуровневости преподавания;
  • обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;
  • организация экспериментальной работы;
  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему направлению работы;
  • изучение и анализ состояния преподавания по программам дополнительного образования своего профиля или воспитательного процесса;
  • обобщение передового опыта педагогов и внедрение его в практику работы;
  • проведение смотров кабинетов, конкурсов профессионального мастерства среди педагогов ОМО;
  • организация взаимопосещений занятий по определенной тематике с последующим их самоанализом и анализом;
  • организация открытых занятий по определенной тематике с целью ознакомления с методическими разработками педагогов;
  • выработка единых требований к оценке результатов освоения программ дополнительного образования;
  • проведение отчетов о профессиональном самообразовании педагогов, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
  • организация воспитательной работы с обучающимися;
  • работа по приведению средств обучения в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению занятия.
  1. Организация работы методического объединения.

3.1. Для организации своей работы ОМО избирает руководителя (председателя). Руководитель ОМО выбирается его членами из числа авторитетных педагогов, имеющих, как правило, высшую или первую квалификационную категорию.

ОМО планирует свою работу на год. В годовой план работы методического объединения включаются график проведения его заседаний и описание межсекционной деятельности. ОМО может организовать семинарские занятия, цикл открытых занятий по заданной и определенной тематике. В течение учебного года проводится не менее трёх заседаний ОМО; практический семинар с организацией тематических открытых занятий или внеклассных мероприятий.

3.2. К основным формам работы в ОМО относятся:

  • проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
  • ''круглые столы'', совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты педагогов;
  • заседания ОМО по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
  • открытые занятия и внеклассные мероприятия;
  • лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
  • изучение и реализация в образовательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта;
  • проведение методических месячников, недель, дней;
  • взаимопосещение занятий;
  • контроль качества проведения занятий.
  1. Права методического объединения.

ОМО имеет право:

  • вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;
  • рекомендовать к публикации материалы о передовом педагогическом опыте, накопленном в ОМО;
  • выдвигать от ОМО педагогов для участия в конкурсах профессионального мастерства;
  • рекомендовать к поощрению педагогов – членов ОМО за активное участие в экспериментальной деятельности;
  • рекомендовать педагогам различные формы повышения квалификации.
  1. Обязанности членов ОМО.

Каждый педагог должен являться членом одного из ОМО и иметь собственную программу профессионального самообразования. Он обязан:

  • участвовать в заседаниях ОМО, практических семинарах и других мероприятиях, проводимых по плану методического объединения;
  • участвовать в работе по повышению уровня своего профессионального мастерства;
  • знать основные тенденции развития методики преподавания.
  1. Документация и отчетность ОМО.

Методическое объединение должно иметь следующие документы:

  1. положение о ОМО;
  2. анализ работы ОМО за прошедший год;
  3. план работы ОМО на текущий учебный год;
  4. протоколы заседаний ОМО;
  5. график повышения квалификации педагогов ОМО на текущий год и перспективный план повышения квалификации педагогов ОМО;
  6. сведения о профессиональных потребностях педагогов ОМО;
  7. план работы с молодыми специалистами ОМО;
  8. информационные и аналитические справки, диагностика мониторинга образовательного процесса.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30468

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 504 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2012 г., регистрационный N 25082).

Министр Д. Ливанов

Приложение

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее - организации, осуществляющие образовательную деятельность).

3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"1.

5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями2.

6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.

8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность3.

9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения4.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации5.

Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации6.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение7.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий8.

Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается9.

11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

12. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языках народов Российской Федерации.

Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность10.

13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.

14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).

15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

16. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.

17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.

18. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами11.

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации - для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.

19. В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

20. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.

Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.

21. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида12.

Обучение по дополнительным общеобразовательным программам учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких учащихся.

Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.

22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков13.

С учетом особых потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

23. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.