РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ПРОГРАММЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ «ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА»

 И. В. Ермилина, старший методист СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр

Обучение одарённых подростков по программе начальной военной подготовки «Защитник Отечества» продвинутого уровня, даст в результате не только отличную подготовку к службе в вооружённых силах России, но и позволит сформировать настоящих граждан и патриотов, лидеров и будущих командиров.

Новым подходом работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования является освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной программы продвинутого уровня. В Детско-юношеском центре с. Красный Яр (ДЮЦ) значительная часть образовательных программ имеет продвинутый уровень. Программа начальной военной подготовки «Защитник Отечества», созданная авторским коллективом ДЮЦ, рассчитана на 3 – 6 лет (это зависит от желания обучающихся, их интересов и проявленных способностей) и имеет 3 части. В части продвинутого уровня, рассчитанного на 1 – 3 года, программа нацелена не только на углублённую подготовку подростков к службе в вооружённых силах России, но и на воспитание лидеров и будущих командиров.

Небольшая справка. В Детско-юношеском центре с. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области сегодня существует 7 военно-спортивных патриотических клубов (ВСПК) и 2 отряда Юнармии. Здесь подростки готовятся к службе в армии: занимаются физической, тактической, строевой, огневой, медицинской подготовкой. Регулярно проводятся экскурсии в музеи и воинские части, встречи с военнослужащими, с ветеранами войн. Ежегодно Центр проводит учебно-тренировочные сборы клубов, соревнования по военно-прикладным видам спорта, где подростки могут по-настоящему испытать себя. Работают подростковые клубы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Защитник Отечества». Командуют «курсантами» наших клубов настоящие мужчины: бывший военный, бывший милиционер, учитель ОБЖ, тренер по хоккею и даже подполковник спецназа УФСИН. Увлекая ребят военно-прикладными видами спорта, руководители подростковых клубов стараются воспитывать юных красноярцев в духе патриотизма и гражданской ответственности, помогают им формировать позитивные жизненные установки.

Каждый из воспитанников военно-патриотических клубов и Юнармейских отрядов ДЮЦ может проявить свои силы и способности в различных областях творческой деятельности: принять участие в любом соревновании, конкурсе, в исследовательской работе, выступить на научно-практической конференции, в организации массовых здоровьесберегающих мероприятий, социальнозначимых акций, самостоятельно провести мастер-класс или учебное занятие…

При желании каждый учащийся может посещать несколько творческих объединений, осваивать одновременно несколько образовательных программ, создавая свою индивидуальную образовательную траекторию. Большинство воспитанников военно-патриотических клубов занимаются также спортивным туризмом или хоккеем.

Для своевременной адекватной оценки достижений наших ребят все их творческие шаги, все успехи накапливаются в личных и коллективных «портфолио». Проектная деятельность, тьюторская работа, участие и победы в конкурсах различных уровней – всё учитывается в рейтинговой оценке творческой деятельности воспитанников. Думаем, вузам будут интересны абитуриенты с такими «портфолио».

Инновационная программа нового поколения «Защитник Отечества»

Любая инновационная образовательная программа должна ставить перед обучающимися новые цели:

- Овладение информационным полем направленности,

- Приобретение опыта осуществления деятельности,

- Овладение навыком рефлексии деятельности,

- Развитие способностей к построению коммуникаций и коопераций.

        Исходя из новой концепции развития дополнительного образования детей и в целях гуманизации воспитания и обучения содержание дополнительной общеобразовательной программы должно подразделяться на:
– базовое, инвариантное, определяемое ЗУН, базовыми навыками и УУД, общими для всех программ данной направленности;
– специальное, уникальное для каждой из программ данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, предпрофессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и т.д.

Кроме того, в дополнительных общеобразовательных программах нового поколения выделяются инвариантная и вариативная части, что позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и др.

В соответствии с вышесказанным, в программу нового поколения «Защитник Отечества», разработанную в 2019 году, заложена идея вариативности. Допускается изменение частей программы, их объёма, соотношения обязательной и вариативной частей программы, а также отказ от некоторых вариативных блоков (например, блоков «Военная археология», «Экстремальный туризм» и т.д.) по причине отсутствия ресурсов, приоритета других блоков и др.

Педагог может конструировать образовательный маршрут каждой конкретной группы обучающихся, исходя из имеющихся ресурсов и по согласованию с учащимися и их родителями, а также индивидуальные образовательные маршруты отдельных воспитанников. Это особенно важно, если по данной конкретной программе изъявили желание заниматься дети особо одарённые в области общественных и гуманитарных наук, а, возможно, и воспитанники девиантного поведения или учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
         В соответствии с компетентностной образовательной парадигмой, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса, программа предусматривает следующие формы и методы работы:

  1. Очные - тренировки, марш-броски, учебно-полевые сборы, походы, соревнования, семинары, экскурсии, выставки, конференции;
  2. Дистанционные - консультации, выполнение заданий и обмен опытом через веб-семинары, форумы, переписку по электронной почте и через интернет-сообщества, участие в заочных конкурсах;
  3. Сетевые - многоступенчатые интерактивные тематические семинары и круглые столы, «мозговые штурмы» окружного, районного, учрежденческого уровней.

В состав учебного плана такой программы в качестве компонента также включена внеурочная деятельность. Прежде всего, это полевая, экскурсионная, музейная, экспедиционная, поисковая, исследовательская и т.д. практика, массовые здоровье сберегающие, профилактические, культурно-познавательные и конкурсные мероприятия.

Практическая и внеурочная деятельность обеспечивает участие школьников в социальной непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, её отношение к миру и определение своего места в нём.

         Содействуют достижению этой цели и такие обязательные разделы программы, как социальное проектирование и применение информационных технологий (например, «Боевой листок», «Подготовка мультимедиа презентаций и видео альбомов», «Ветераны живут рядом», «Герои Отечества в истории моей малой Родины и моей семьи» и другие).

Сегодня изменились требования к результатам освоения дополнительных общеобразовательных программ. Основными образовательными результатами освоения данной программы являются:

  1. Формирование мотивированной компетентной личности, способной:
    – быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
    – получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
    – принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
  2. Воспитание успешного поколения граждан страны,

- владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями;

- воспитанных на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками;
- имеющих сформированные ценностные ориентации, научную картину мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

  1. Сохранение и укрепление здоровья школьников – рассматривается не только в качестве одного из важнейших результатов образования, но и в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
  2. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД), как неотъемлемая часть фундаментального ядра содержания образования.

           Программа «Защитник Отечества» рассматривается в единстве с примерными программами военно-патриотического направления и предлагает перечень УУД и рекомендаций по организации деятельности учащихся для решения конкретных задач в структуре социально-педагогических дисциплин.

Основные разделы, специальные и вариативные блоки программы дают знания, умения и навыки универсальных учебных действий, необходимые в конкретной сфере деятельности, в данном случае, в начальной военной доармейской подготовке. Кроме того, приобретается

опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов, например, знаний об истории и традициях Российской армии, а также о способах деятельности, например, как готовиться к службе в армии (усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности);
           - опыт творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (этот опыт требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных, обеспечивает у обучающегося развитие способностей к дальнейшему личностному росту);
         - опыт эмоционально-ценностного отношения к миру в форме личностных ориентаций, проявляющихся в отношении к окружающему миру, к себе самому, к другим людям (нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним, это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это своеобразный синтез знаний, убеждений и практических действий).

       Усвоение перечисленных элементов социального опыта позволит обучающемуся не только успешно функционировать в обществе, «вписываться» в социальную систему, приспосабливаться к ней, но и действовать самостоятельно, творчески. Усвоение этого опыта на основе особым образом организованной деятельности обучающихся обеспечивает развитие личности.
         Дополнительное образование изначально персонифицировано. Этот вид образования объективно предназначен для организации процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности.

Личностный рост ребёнка обеспечивается в результате освоения дополнительной общеобразовательной программы нового поколения в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:
– в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов;
– в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;
– в плоскости коммуникативных действий.
         Как происходит развитие и оценивание личностных результатов? Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения обучающегося от одного образовательного результата к другому. Освоение образовательной программы может начинаться с любого достигнутого обучающимся уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания. Это определяет уровень освоения программы, по которой занимается воспитанник подросткового клуба (ознакомительный, базовый или продвинутый) и затем отражается в паспорте личных достижений учащегося (или в индивидуальном портфолио).

Программа «Защитник Отечества» предусматривает мониторинг личностного роста каждого обучающегося, индивидуальную оценку деятельности воспитанника детского объединения в областях:

- здоровьесбережения,

- освоения определённых навыков и технологий учебно-тренировочной, проектной и исследовательской деятельности,

- практической реализации конкретных задач.

Каждый воспитанник имеет паспорт личных достижений, по которому видны его личные результаты в освоении программы. В него входят:

- паспорт здоровья,

- зачётная книжка с отметками о выполнении определённых заданий, нормативов, зачётных и контрольных работ, испытаний и т.д.;

- паспорт личных достижений (паспорт успеха).

Как отражаются личные достижения воспитанников ВСПК в их индивидуальных «Портфолио» по мере освоения ими дополнительной общеобразовательной программы?

В карте «Здоровье и физическое развитие воспитанника» каждые полгода отражаются изменения физических показателей подростков по результатам диагностических испытаний и выполнения контрольных нормативов.

В карте «Освоение программы допризывной подготовки» ежегодно отражаются показатели по овладению обучающимся информационным полем направленности программы, результаты контрольно-диагностических испытаний и выполнения специальных нормативов по начальной военной подготовке (НВП).

Карта «Реализация коллективных и индивидуальных проектов» отражает приобретение воспитанником опыта осуществления различных видов деятельности, в том числе, участия в массовых акциях, соревнованиях, конференциях и др., а также характер и оценка выполняемых функций и поручений.

Карта «Результаты участия в конкурсных мероприятиях» учитывает все достижения членов ВСПК в соревнованиях различного уровня.

По окончании обучения по программе предполагается, что выпускники проходят итоговую аттестацию (н-р, сдают зачёты и экзамены по начальной военной подготовке, проходят практику в полевых условиях, выполняют творческие задания, участвуют в отчётном мероприятии и др.) и получают в результате соответствующее свидетельство (оговоренное в лицензии ОУ) с указанием освоенных дисциплин, предметов, отработанных часов практики и с оценкой результатов освоения программы.

По итогам освоения образовательной программы «Защитник Отечества» выпускник, курсант ВСПК или юнармеец, получает документ «Свидетельство выпускника ВСПК». В «Свидетельстве» об окончании курса обучения по начальной военной подготовке указываются сроки и объём пройденного обучения в часах (теория и практика), предпрофессиональная ориентация и/или полученная выпускником ВСПК специализация (снайпер, ИТ-шник, инструктор, командир взвода и др.). Даются также:

- оценка уровня овладения информационным полем курса обучения по основным и специальным предметам (по трехбалльной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно);

- оценка уровня приобретённых базовых навыков и УУД;

- оценка уровня овладения навыками рефлексии деятельности и построения коммуникаций и коопераций;

- указываются тематика и оценка пройденных контрольных испытаний,

выполненных зачётных итоговых работ (проектов, презентаций, рефератов и т.д.).

         Содержание деятельности учащегося в дополнительном образовании определяется на основе теорий, идей и концепций, утверждающих, что любой человек обладает потенциалом здорового и творческого роста, и все неудачи в реализации этого потенциала могут быть преодолены, если человек получает реальную возможность принять на себя ответственность за собственную жизнь.
         На основании этого в программу «Защитник Отечества», которая в настоящее время проходит апробацию и постоянно дорабатывается, добавлены вариативные блоки для одарённых детей или, т.н. «лидерские блоки» (например, «Ведущий Игромира», «Командир уже в седле», «Подготовка руководителей проектных групп, судей соревнований, инструкторов, экскурсоводов, исследователей и др.»). Такие блоки вариативной части программы призваны помочь в достижении намеченных результатов, в том числе, в подготовке тьюторов, разработчиков социальных проектов и руководителей детских групп, т.е. ЛИДЕРОВ.

Такая позиция вполне соответствует стратегической цели дополнительного образования – «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».

            В заключение необходимо сказать, что, на наш взгляд, освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной программы продвинутого уровня любой направленности в организации работы с одарёнными детьми сыграет свою важную роль и принесёт отличные результаты.

У движения военно-патриотических клубов и отрядов Юнармии большое будущее. В Красноярском районе Самарской области благодаря поддержке районной администрации за последние 3 года для тренировок курсантов военно-патриотических клубов и воспитанников юнармейских отрядов закуплены учебные автоматы, пистолеты и пневматические винтовки, приобретена новая форма. В соответствии с районными программами финансирования профилактической и патриотической работы со школьниками планируется дальнейшее развитие материально-технической базы подростковых клубов нашего района. В результате – победы в районных и окружных соревнованиях по военному многоборью и военно-спортивных играх для ВСПК. Среди побед областного уровня – призовые места в соревнованиях «Зарница Поволжья», «Юный спасатель», соревнованиях по пулевой стрельбе, соревнованиях по хоккею «Золотая шайба».

Обучение одарённых подростков по программе начальной военной подготовки «Защитник Отечества» продвинутого уровня, несомненно, даст в результате не только отличную подготовку к службе в вооружённых силах России, но и позволит сформировать настоящих граждан и патриотов, лидеров и будущих командиров.