Патриотическое воспитание

          ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА с детьми и подростками

          В 2015 году у дополнительного образования Красноярского района был юбилей – 75 лет со дня открытия 16 января 1940 года в селе Красный Яр Дома Пионеров. Детско-юношеский центр (ДЮЦ) как наследник Красноярского Дома Пионеров, предлагает всем желающим от 5 до 18 лет принять участие в работе творческих объединений различных направлений и проявить себя в самых разных областях. Это спорт, туризм, краеведение, доармейская подготовка, информатика, журналистика, социальное проектирование…
          Главное, чем занимается центр - организация досуга детей во внеурочное время. Самоопределение, профориентация, укрепление здоровья ребят, занятость школьников в каникулы, профилактика дорожно-транспортного травматизма, вредных привычек и правонарушений несовершеннолетних – это наши ежедневные задачи.
          Сегодня государство отводит важную роль патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Наши замечательные педагоги вкладывают много сил в воспитание у подростков патриотических ценностей и убеждений. Особо важную роль играют подростковые спортивные и военно-патриотические клубы. Сегодня в ДЮЦ работает 8 подростковых военно-спортивных патриотических клубов (ВСПК): "Звезда" (с. Красный Яр), "Россия" (с. Новый Буян), "Застава" (с. Большая Каменка", "Марафонец" (п. Коммунарский), ""Русич (с. Хилково), "Сокол" (с. Старый Бун), им. Цыбарева А.Н. Всего в этих клубах сегодня занимается 149 человек 10 - 17 лет.

          Подготовка парней к службе в армии - главная задача руководителей ВСПК. Мальчишки с интересом занимаются физической, тактической, строевой, огневой, медицинской подготовкой. Рядом с парнями плечом к плечу занимаются девчонки. Для патриотических клубов ДЮЦ регулярно проводит экскурсии в музеи и воинские части, встречи с военнослужащими, с ветеранами войн. Ежегодно Центр проводит слёты клубов, соревнования по военно-прикладным видам, детскую военно-спортивную игру «Зарница», где подростки могут по настоящему испытать себя.Кроме того, каждый ребёнок, подросток может здесь проявить свои способности, реализовать потребность в общении, творчестве, самовыражении. Воспитанники военно-патриотических клубов пробуют свои силы в различных областях творческой деятельности: принимают участие в спортивных соревнованиях, смотрах и конкурсах по патриотической работе, в организации массовых здоровьесберегающих мероприятий и социальнозначимых акций, самостоятельно провести мастер-класс или учебное занятие…

           Курсанты ВСПК нас постоянно радуют, добиваются результатов на фестивалях, слетах, конкурсах различного уровня. Только за последние 5 лет лучшие представители наших патриотических клубов 30 раз стали лауреатами областных конкурсных мероприятий "Слёт спасателей", "Соревнования по стрельбе из ПВ", "Зарница Поволжья", "Золотая шайба" и др. Для своевременной адекватной оценки достижений наших ребят все их творческие шаги, все успехи накапливаются в личных и коллективных «портфолио». Проектная деятельность, тьюторская работа, участие и победы в конкурсах различных уровней – всё учитывается в рейтинговой оценке творческой деятельности воспитанников. Думаем, вузам будут интересны абитуриенты с такими «портфолио».       
Видео "Марафонец" - чемпион спортивных баталий
           Командуют «курсантами» наших клубов настоящие мужчины. Взяв на себя смелость и огромную ответственность готовить ребят к службе в армии, увлекая их военно-прикладными видами спорта, руководители подростковых клубов стараются воспитывать юных красноярцев в духе патриотизма и гражданской ответственности, помогают им формировать позитивные жизненные установки. За это им спасибо и наше огромное уважение!
Видео "Руководитель "Марафонцев" Денисов - участник конкурса "Народное призвание"          

           У движения военно-патриотических клубов большое будущее. Благодаря поддержке районной администрации за последние 2 года для тренировок курсантов военно-патриотических клубов закуплены учебные автоматы, пистолеты и пневматические винтовки, приобретена новая форма для курсантов. В соответствии с районными программами финансирования профилактической и патриотической работы со школьниками планируется дальнейшее развитие материально-технической базы военно-спортивных клубов нашего района.
Видео "Марафонец" на турнире "Золотая шайба"
           Надеемся, что со временем подростковых патриотических клубов станет еще больше, что впереди их ждут славные победы и достижения.
Детско-юношеский центр открыт для всех. Наш адрес: с. Красный Яр, ул. Полевая, дом 5, 1-ый этаж нового здания школы. Тел. 8(846-57)20483, e-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., адрес сайта ДЮЦ http://medianet.yartel.ru/schools/cdt. Если вам интересно познакомиться с нами поближе, заходите в гости. В нашем Интернет - окне в мир много разной информации о нас, и она постоянно пополняется.

komanda1

parad2015

rotchenskiy poligon2016

trenirovka

ВОЕННЫЕ КОНСТРУКТОРЫ РОССИИ

Вооружение и военная техника известны с древнейших времён. За время существования человечества разработаны сотни тысяч образцов оружия – от каменного топора до межконтинентальной ракеты. Огромная роль в создании оружия принадлежит отечественным конструкторам.
Поначалу на Руси огнестрельное оружие (и ручное, и артиллерийское) называлось одинаково – пищаль. Существенное отличие в конструкции ручных и артиллерийских пищалей возникло с появлением в конце XV века фитильных замков. С XVI века известны ручные пищали с колесцово-кремнёвым запалом, состоявшие на вооружении русских войск до XVIII века.
В 1856 году в России нарезное оружие получило официальное название – винтовка. В этом же году на вооружение была принята первая русская шестилинейная (15,24 мм) винтовка. Но практика показала преимущества малокалиберных винтовок. Поэтому в 1868 году на вооружение русской армии была принята мелкокалиберная винтовка. Её разработали русские военные инженеры А.П. Горлов и К.И. Гиниус при содействии американского полковника X. Бердана. В Америке берданку справедливо называли "русской винтовкой".
Патриархами отечественного стрелкового дела были С.И. Мосин, Н.М. Филатов, В.Г. Фёдоров. Именно они воспитали таких известных конструкторов-оружейников, как П.М. Горюнов, В.А. Дегтярёв, М.Т. Калашников, Я.У. Рощепей, С.Г. Симонов, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.

Винтовка Мосина

Автором знаменитой трёхлинейной винтовки образца 1891 года был Сергей Иванович Мосин. За создание винтовки, отличавшейся прекрасными тактико-техническими характеристиками, Мосину была присуждена Большая Михайловская премия – самая престижная награда за изобретения в области артиллерийского и оружейного дела. Мосинская трёхлинейная винтовка для русских изобретателей стала фундаментом исследований в области автоматического стрелкового оружия.
Один из талантливых создателей отечественного оружия Я.У. Рощепей сделал первый образец винтовки, "из которой можно стрелять автоматически".
Модернизированная винтовка Мосина была принята на вооружение в 1930 году. На её основе конструкторы разработали снайперский вариант и карабин, имевший те же конструктивные принципы, что и винтовка образца 1891/1930 годов. Только в 1944 году производство винтовки Мосина было прекращено. Таким образом, от первого образца, изготовленного на Тульском оружейном заводе 16 апреля 1891 года, и до последнего прошло более 50 лет. Такого долголетия не знала ни одна система стрелкового оружия в мире.
Но и на этом жизнь трёхлинейки не закончилась. После Великой Отечественной войны конструкторы спортивного оружия, используя прекрасные тактико-технические возможности трёхлинейки, создали малокалиберную винтовку МЦ-12 и произвольную, калибром 7,62 мм винтовку МЦ-13. Эти модели стали в ряд лучших мировых образцов и позволили нашим спортсменам завоевать самые высокие награды на Олимпийских играх, чемпионатах мира и других крупных соревнованиях.
Выдающимся разработчиком отечественного автоматического оружия был В.Г.Фёдоров. Весной 1911 года автоматическая винтовка Фёдорова выдержала первую проверку, а летом 1912 года прошла и полигонные испытания. Одновременно испытывалась и хорошо показавшая себя винтовка Ф.В. Токарева. Вместе с отечественными системами испытание прошли и восемь иностранных образцов, но ни один из них не был оценён положительно. Это была большая победа русской школы оружейников-автоматчиков. Но с началом первой мировой войны решением правительства работы по совершенствованию автоматических винтовок были прекращены. Только в 1916 году автоматами удалось вооружить специальное подразделение и отправить его на фронт. Это было первое в истории войн подразделение автоматчиков. В то время их не имела ни одна армия мира. В конце войны автоматическими системами Фёдорова стала вооружаться авиация.

Одним из учеников и сподвижников Фёдорова был В.А. Дегтярёв. В 1927 году на вооружение Красной Армии был принят пулемёт, на котором стояла марка ДП – "Дегтярёв, пехотный". После этого Дегтярёв начал работать над созданием отечественного пулемёта для авиации. В марте 1928 года авиационный пулемёт Дегтярёва был принят к серийному производству и заменил в советской авиации английские пулемёты Льюиса.
Дегтярёв тесно сотрудничал с другими талантливыми конструкторами – Г.С. Шпагиным и П.М. Горюновым. Результатом их сотрудничества стала целая серия пулемётов. В 1939 году на вооружение поступил 12,7-мм станковый пулемёт образца 1938 года ДШК (Дегтярёв – Шпагин, крупнокалиберный). Вначале он был предназначен для пехоты, но затем нашёл применение и в других родах войск. Пробивая броню до 15 мм, ДШК был эффективным средством в борьбе с авиацией противника.
Когда началась Великая Отечественная война, Дегтярёву шёл седьмой десяток. Но конструктор стремился помочь фронтовикам созданием новых образцов оружия. Поскольку враг был силен танками, то крайне необходимы были эффективные средства борьбы с ними.
Пулемёт Дегтярёва

В очень короткий срок было подготовлено два опытных образца противотанковых ружей – Дегтярёва и Симонова. Симоновское ружье имело преимущество в скорострельности, дегтярёвское – в весе и удобстве действия. Оба ружья имели хорошие боевые качества и были приняты на вооружение.
По-особому сложилось сотрудничество В.А. Дегтярёва с П.М. Горюновым. Молодой конструктор создал пулемёт, который превосходил пулемёт системы Дегтярёва и был рекомендован специальной комиссией для принятия на вооружение. Для Василия Алексеевича это было неожиданностью и серьёзным нравственным испытанием, но на вопрос, какой пулемёт принимать на вооружение, Дегтярёв не колеблясь ответил, что следует принять станковый пулемёт системы Горюнова. Именитый конструктор в данном случае проявил истинное благородство и по-настоящему государственный подход.
Пулемёт Горюнова

В мае 1943 года новый станковый пулемёт был принят на вооружение под наименованием "7,62-мм станковый пулемёт системы Горюнова образца 1943 года (СГ-43)". Фронтовики сразу оценили высокую манёвренность оружия, простоту конструкции, безотказность и надёжность, сравнительно лёгкий вес, упростившуюся по сравнению с "Максимом" подготовку к стрельбе.
Опыт боевого применения станкового пулемёта системы Горюнова, его замечательные боевые качества привлекли внимание конструкторов танкового оружия. Вскоре было принято решение об использовании пулемёта на средних танках и бронетранспортёрах.
Преждевременная смерть не позволила талантливому конструктору реализовать многие планы. Государственная премия П.М. Горюнову была присуждена посмертно.
Талантливым и самобытным конструктором был и Ф.В. Токарев. "Патриарх русского оружия" успешно конкурировал с иностранными конструкторами – Браунингом, Маузером, Кольтом, Наганом и другими. Токарев создал около 150 различных образцов оружия. Он один их тех, кто стоял у истоков отечественного автоматического оружия. Впервые с автоматическим оружием Токарев познакомился в 1907 году. А уже через год он вёл автоматический огонь из винтовки собственной конструкции. В 1913 году винтовка Токарева прошла очередные испытания, опередив лучшие иностранные образцы Браунинга и Шегреня.
В советское время Токарев усовершенствовал "Максим" образца 1910 года, сконструировал несколько типов авиационных пулемётов. Большой заслугой конструктора является создание в довоенные годы пистолета ТТ.

Пистолет ТТ

Но главное достижение в творческой жизни Токарева – это автоматическая винтовка. В мае 1938 года Токарев представил свой, как он считал, лучший из 17 созданных им образцов винтовки. В результате испытаний его винтовка показала высокие качества и была принята на вооружение под названием "7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева образца 1938 года (СВТ-38)". Над её созданием конструктор работал 30 лет. На базе этой винтовки в том же году Токаревым была разработана и снайперская винтовка с оптическим прицелом.

Самозарядная винтовка Токарева. СВТ-38

Созданию Г.С. Шпагиным знаменитого пистолета-пулемёта (ППШ-41) предшествовала длительная работа над мно
гими системами автоматического оружия совместно с В.Г. Фёдоровым и В.А. Дегтярёвым. Это был важный этап в становлении будущего конструктора. ППШ имел неоспоримые преимущества перед существовавшими образцами. Первая партия автоматов испытывалась на фронте, непосредственно в бою. Результаты превзошли все ожидания. Командиры просили быстрее наладить массовое производство автоматов Шпагина.
Простота устройства и технологии изготовления автоматов позволила уже в 1941 году, когда часть военных заводов демонтировалась и переводилась на восток, развернуть их производство на мелких предприятиях и даже в мастерских. ППШ лишил врага преимущества перед нашей армией в автоматическом стрелковом оружии.
Значительный вклад в совершенствование отечественного стрелкового оружия внёс А.И. Судаев. Всемирно известный М.Т. Калашников считает пистолет-пулемёт Судаева (ППС) "лучшим пистолетом-пулемётом периода Второй мировой войны". Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надёжности, безотказности в работе, удобству в эксплуатации. Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы-лыжники. Для изготовления ППС требовалось в два раза меньше металла и в три раза меньше времени, чем для ППШ.

Пистолет-пулемёт Судаева (ППС)

В первых рядах конструкторов-оружейников А.И. Судаев появился неожиданно и быстро. Уже в начале Великой Отечественной войны он разработал проект упрощённой зенитной установки, а затем стал работать над созданием пистолета-пулемёта. Офицер добился, чтобы его командировали в осаждённый Ленинград и непосредственно там принял участие в организации производства оружия.
Всему миру известен автомат доктора технических наук генерал-лейтенанта Михаила Тимофеевича Калашникова (1919). Он отличается лёгкостью, компактностью, надёжностью, изяществом.
Свой первый образец старший сержант М.Т. Калашников сделал в паровозном депо, в котором он работал до войны, а в то время находился в отпуске после тяжёлого ранения и контузии. В начале войны Михаил Тимофеевич был механиком-водителем танка и видел, что танкист, выскочив из подбитой машины, больше не участвовал в бою. Очевидной была необходимость вооружения экипажей танков компактным, удобным автоматическим оружием.
Весной 1942 года опытный образец был готов. Однако изготовленный кустарным способом автомат был забракован "за отсутствием преимуществ перед существующими образцами". Но комиссия отметила незаурядные способности старшего сержанта, поставившего перед собой цель: автомат должен быть непременно намного лучше всех существующих образцов.
Очередные испытания новых автоматов проходили в традиционно жёстких условиях. Конкуренты один за другим "сходили с дистанции", не выдержав труднейших испытаний. Автомат Калашникова выдержал все, был признан лучшим и принят на вооружение под названием "7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 г.". Калашникову принадлежит также конструкция 7,62-мм единого пулемёта под винтовочный патрон (1961 г.). В дальнейшем коллектив конструкторов под руководством Калашникова создал ряд модификаций образцов автоматического стрелкового оружия. На вооружение были приняты 7,62-мм модернизованный автомат (АКМ), 7,62-мм ручной пулемёт (РПК) и их разновидности. В 1974 году созданы автоматы АК-74 и АКС-74, ручные пулемёты РПК-74 и РПКС-74 под 5,45-мм патрон. Впервые в мировой практике появилась серия унифицированных образцов стрелкового вооружения, идентичных по принципу работы и единой схеме автоматики. Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, высокой надёжностью и эффективностью, им пользуются в армиях более чем 50 стран.
Замечательную историю имеет и русская артиллерия, появление которой связано с именем великого князя Дмитрия Донского (1350-1389). Именно при нем зародилось пушечно-литейное дело.
Русская артиллерия развивалась быстро и самостоятельно. Это подтверждается и её численностью. К концу XIV века на Руси насчитывалось до 4 тысяч артиллерийских орудий.
В середине XV века при Иване III появились "пушечные избы", а в 1488 - 1489 годах в Москве строится Пушечный двор. В мастерских Пушечного двора Андрей Чохов в 1586 году отлил самую большую по калибру пушку в мире, её вес – 40 тонн, калибр – 890 мм. В настоящее время она находится на территории Московского Кремля. Пушечный двор был богат талантами и других мастеров литейного дела. Появились целые "пушечные" династии и школы. На пищали 1491 года было отлито, что делали её "Яковлевы ученики Ваня да Васюк". Известны своими успехами пушкари Игнатий, Степан Петров, Богдан Пятой и др.
В начале XVII века русские мастера изготовили трехдюймовую бронзовую пищаль с нарезами в канале ствола. Это было первое в мире нарезное оружие, на 200 с лишним лет опередившее развитие артиллерийской техники в других странах. До нашего времени дошли и иные свидетельства о том, что в русской артиллерии того периода существовали передовые технические идеи. Иностранцы знали об этом и стремились заполучить образцы русского оружия.
Стенобитная пищаль Чохова "Царь Ахилес" (1617г)

После Северной войны начальник русской артиллерии Я.В. Брюс писал Петру I: "Англичане зело сибирские пушки возлюбили... и просят одной пушечки для образца".
Развитая промышленная база и талант отечественных конструкторов позволили Петру I создать артиллерию, которая в течение всего XVIII века оставалась самой многочисленной и технически совершенной артиллерией в мире. Большой вклад в развитие отечественной артиллерии внёс знаменитый русский механик А.К. Нартов, который во второй четверти XVIII века создал специальные станки и инструменты для производства артиллерийских орудий, первым в мире предложил оптический прицел. Однако самым известным изобретением А.К. Нартова была 44-ствольная круговая скорострельная батарея. На колесообразном станке были размещены 44 бронзовые мортирки, разделённые на 8 секторов по 5-6 стволов в каждом. Конструкция позволяла производить стрельбу из всех мортирок сектора одновременно. Затем станок поворачивали, производили стрельбу из другого сектора, и в это время с противоположной стороны можно было производить перезаряжание.
Батарея Нартова

Крупный вклад в развитие русской артиллерии внёс Пётр Иванович Шувалов (1710-1762). Под его руководством русские артиллерийские офицеры М. Данилов, М. Жуков, М. Мартынов, И. Меллер, М. Рожнов в 1757-1759 гг. разработали несколько образцов гладкоствольных гаубиц для стрельбы настильным и навесным огнём. Эти орудия с изображением мифического зверя с рогом во лбу получили название "единорог". Легкие и манёвренные орудия стреляли картечью, ядрами, разрывными гранатами, зажигательными снарядами на дальность до 4 км. После России единороги были приняты на вооружение сначала Францией, затем другими европейскими странами и продержались на вооружении свыше 100 лет. Русская артиллерия уже в те времена сопровождала пехоту в бою и вела огонь над своими боевыми порядками.
Большой вклад в совершенствование артиллерии и пиротехники внёс Михаил Васильевич Данилов (1722 - 1790). Им было изобретено 3-фунтовое орудие с двумя стволами, названными "близнятами". Он подготовил и издал первый русский курс артиллерии, а также руководство по приготовлению фейерверков и иллюминаций, в котором дал краткие сведения по истории пиротехники в России.
В 1872-1877 гг. инженер-артиллерист В.С.Барановский создал первое скорострельное артиллерийское орудие и применил на нем патронное заряжание. К сожалению, талантливый конструктор трагически погиб при артиллерийских испытаниях. Ни одно из зарубежных орудий не могло превзойти отечественную трехдюймовую пушку образца 1902 года, созданную по идеям Барановского профессором Михайловской артиллерийской академии Н.А. Забудским.
3-фунтовое орудие с двумя стволами "близнята" М.В. Данилова

Русские инженеры проявили высокое мастерство в создании мощных снарядов. Так, фугасная граната В.И. Рдултовского появилась в артиллерии в 1908 году и под названием "старой фугасной гранаты" дожила до Великой Отечественной войны.
"Богом войны" называли артиллерию в годы Великой Отечественной. Советские конструкторы артиллерийских систем перед войной создали достаточно мощные и совершенные орудия и минометы. 76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал "лучшим 76-мм орудием Второй мировой войны" и одной "из самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии". Под руководством Грабина была создана перед войной 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие. Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.

76-мм пушка В.Г. Грабина

В 1943 году около половины всех артиллерийских средств Красной Армии приходилось на долю минометов. Многие из них были разработаны под руководством Б.И. Шавырина. Это 50-мм ротный, 82-мм батальонный, 120-мм полковой минометы. В октябре 1944 году появился 240-мм миномет. В создании таких мощных минометов Германия отставала от СССР. Только в 1942 году, использовав чертежи, захваченные на одном из заводов Украины, немецкие инженеры наладили производство 122-мм минометов, которые являлись точной копией советских.
Со второй половины XVII века на Руси стали применяться ракеты. Производством ракет в конце XVII века занимался и молодой царь Петр. Им было основано специальное "ракетное заведение", где Петр сам изготовлял и пускал ракеты, придумывал составы "огненных снарядов" Петровская сигнальная ракета просуществовала в армии почти полтора столетия. В последующие годы в России ракетное дело постоянно совершенствуется: создаются новые ракетные снаряды и пусковые станки, разрабатываются основы ракетной стрельбы. Зачинателем этих дел был Александр Дмитриевич Засядко. Работы Засядко с успехом продолжил Константин Иванович Константинов. Ракеты его конструкции применялись в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 годов.
Ракетно пусковые установки А.Д. Засядко

Впоследствии отечественные реактивные системы нашли свое продолжение в знаменитых "катюшах" и других реактивных системах залпового огня. Разработчиками новых конструкторских идей стали отечественные ученые Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. Еще в 1912 году Н.И. Тихомиров предлагал использовать ракетный снаряд для военных судов. На базе группы Тихомирова – Артемьева и московской группы изучения реактивного движения (ГИРД) в 1933 году был образован реактивный научно-исследовательский институт. Уже в 1939 году ракетное оружие было впервые применено в виде авиационных ракетных снарядов. В 1938 году в институте стали разрабатывать установку, рассчитанную на 24 снаряда калибром 132 мм.
21 июня 1941 года буквально за сутки до начала Великой Отечественной войны наземные реактивные установки демонстрировались Правительственной комиссии. После демонстрации было принято решение о немедленном серийном выпуске установок и реактивных снарядов. Менее чем через месяц, 14 июля 1941 года, произошло боевое крещение нового оружия – знаменитых "катюш" – под Оршей. Грозное оружие было применено батареей капитана И.А. Флерова.

После войны наши учёные И.В. Курчатов, M.B. Келдыш, А.Д. Сахаров, Ю.Б. Харитон и другие создали атомное оружие, а для его доставки были сформированы дивизии дальних бомбардировщиков. Так окончилась монополия США на этот вид оружия.
В 1959 году рождаются Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Создателями межконтинентальных баллистических ракет, жидкостных реактивных двигателей, приборов управления и сложного наземного оборудования для них были академики С.П. Королев, В.П. Глушко, В.Н. Челомей, Н.А. Пилюгин, В.П. Макеев, М.Ф. Решетнёв, В.П. Бармин, A.M. Исаев, М.К. Янгель и другие.
Благодаря их таланту и самоотверженности в работе были созданы стартовые комплексы для баллистических ракет средней и малой дальности, ракеты "Протон" и универсальной космической системы "Энергия" - "Буран", поставлены на боевое дежурство межконтинентальные ракеты (Р-16, Р-7 и Р-9) и ракеты средней дальности (Р-12, Р-14).
Новый этап в техническом оснащении РВСН связан с созданием и постановкой на боевое дежурство ракетных систем РС-16, РС-18, РС-20. В этих ракетных системах наши конструкторы применили принципиально новые технические решения, позволившие повысить эффективность боевого применения ракет и усилить их защищённость от ударов противника.
Обстановка и уровень развития военного дела обусловили и создание военно-космических сил. Наши учёные и конструкторы разработали уникальную военно-космическую систему, позволившую многократно повысить эффективность действия различных родов войск и видов вооружения. В космосе постоянно находятся наши военные спутники, с помощью которых осуществляются разведка, связь и управление войсками, определяется местонахождение кораблей, самолётов, мобильных пусковых установок ракет, производится наведение оружия на цели, решаются другие задачи.
Очень интересной и динамичной является история создания и совершенствования танков, начало которой положено в нашей стране. В мае 1915 года гусеничная машина российского конструктора А. Пороховщикова, вооружённая двумя пулемётами, помещёнными во вращающейся башне, прошла испытания на полигоне. Так появился принципиально новый вид оружия – танк. С тех пор в мире не прекращается острое соперничество за создание лучшей бронированной боевой машины, повышение её боевых свойств – огневой мощи, подвижности, защищённости.
гусеничная машина А. Пороховщикова

Советские конструкторы М.И. Кошкин, Н.А. Кучеренко и А.А. Морозов создали средний танк Т-34, ставший самой массовой в мире бронемашиной – было выпущено более 52 тысяч. Это единственная машина, которая всю Вторую мировую войну прошла без существенных конструктивных изменений - так блестяще она была задумана и выполнена.
Американский военный историк М. Кэйдин писал: "Танк Т-34 был создан людьми, которые сумели увидеть поле боя середины XX века лучше, чем сумел бы это сделать кто-нибудь другой на Западе". С декабря 1943 года на Т-34 установили 85-мм пушку, и её бронебойный снаряд с расстояния 1000 метров пробивал броню толщиной 100 мм, а подкалиберный, с расстояния 500 метров, – 138-мм броню, что позволяло успешно бороться с немецкими "тиграми" и "пантерами".
Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжёлые танки КВ и ИС, созданные под руководством Ж.Я. Котина и Н.Л. Духова.

В настоящее время принимаются меры по замене ныне действующих танков Т-72 и Т-80 на унифицированную и более совершенную модель Т-90. Новая машина обладает системой оптико-электронного подавления, комплексом, позволяющим вести стрельбу с ходу управляемой ракетой на дальность 5 километров, дублирующей системой управления огнём у командира экипажа.
Широко известны достижения отечественных учёных и конструкторов в области судостроения. В середине ХIХ века во всем мире начинается переход от строительства деревянных парусных судов к паровым судам, появляются корабли, изготовленные из металла. Отечественный Военно-морской флот становится броненосным.
История оставила нам имена наиболее известных кораблестроителей, опережавших своё время. Особенно интересна судьба Петра Акиндиновича Титова, ставшего главным инженером крупнейшего судостроительного общества и не имевшего при этом даже свидетельства об окончании сельской школы. Знаменитый советский кораблестроитель академик А.Н. Крылов считал себя учеником Титова.
В 1834 году, когда флот не имел ни одного металлического корабля, на Александровском литейном заводе была построена подводная лодка, сделанная из металла. Её вооружение состояло из шеста с гарпуном, пороховой мины и четырёх пусковых установок для запуска ракет.
Подводная лодка К. А. Шильдера (1834 г.)

В 1904 году по проекту И.Г. Бубнова – знаменитого строителя линейных кораблей – была начата постройка подводных лодок. Созданные нашими мастерами лодки "Акула" и "Барс" оказались более совершенными, чем подводные суда всех воевавших в Первую мировую войну стран.
Важную роль в совершенствовании отечественного подводного флота сыграл советский конструктор-кораблестроитель и изобретатель доктор технических наук, академик АН СССР Сергей Никитич Ковалёв (1919). С 1955 года он работал главным конструктором Ленинградского центрального конструкторского бюро "Рубин". Ковалёв – автор свыше 100 научных трудов и многих изобретений. Под его руководством были созданы атомные подводные лодки-ракетоносцы, известные за рубежом под шифром "Янки", "Дельта" и "Тайфун".
Русский флот намного опередил иностранные флоты в развитии минного оружия. Эффективные мины были разработаны нашими соотечественниками И.И. Фицтумом, П.Л. Шиллингом, Б.С. Якобсоном, Н.Н. Азаровым. Противолодочную глубинную бомбу создал наш учёный Б.Ю. Аверкиев.
Гальваноударная мина Якоби

В 1913 году русский конструктор Д.П. Григорович построил первый в мире гидросамолёт. С тех пор в отечественном Военно-морском флоте велись работы по оборудованию судов в качестве носителей корабельной авиации. Созданные на Чёрном море авиатранспорты, которые могли принимать до семи гидросамолётов, участвовали в боевых действиях в годы Первой мировой войны.
Ярким представителем отечественных конструкторов-кораблестроителей является Борис Израилевич Купенский (1916-1982). Он был главным конструктором сторожевых кораблей типа "Горностай" (1954-1958), первых в советском Военно-морском флоте противолодочных кораблей с зенитно-ракетными комплексами и газотурбинной всережимной энергетической установкой (1962-1967), первого в ВМФ СССР боевого надводного корабля с ядерной энергетической установкой и головного в серии атомных ракетных крейсеров "Киров" (1968-1982) с мощным ударным и зенитным вооружением, практически неограниченной дальностью плавания.
Ни в одной области отечественной конструкторской мысли нет столько прославленных умов, как в авиастроении. О.К. Антонов, А.А. Архангельский, Р.Л. Бартини, Р.А. Беляков, В.Ф. Болховитинов, Д.П. Григорович, М.И. Гуревич, С.В. Ильюшин, Н.И. Камов, С.А Лавочкин, А.И. Микоян, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, И.И. Сикорский, П.С. Сухой, А.А. Туполев, А.С. Яковлев и др. создали модели самолётов и вертолётов, которые не один год находились в серийном производстве, а многие технические решения, найденные ими, до сих пор используются при проектировании современной авиационной техники.
Подлинным новатором стал конструктор А.Ф. Можайский, на 10-15 лет опередивший зарубежных конкурентов. Можайский создал действующую модель самолёта, которая в 1877 году была представлена комиссии по воздухоплаванию. Русский изобретатель не только показал в деталях конструкции будущего аппарата, но и продемонстрировал все элементы полёта: разбег, взлёт, полет и посадку. Впоследствии капитан Можайский создал летательный аппарат в натуральную величину, но комиссия дала отрицательное заключение на аэроплан Можайского и рекомендовала ему отказаться от создания самолёта с неподвижным крылом и строить его "по образцу птиц с машущими крыльями", с чем конструктор не соглашался. Первые неудачные лётные испытания не остановили офицера, и он настойчиво совершенствовал аэроплан до самой своей смерти (весна 1890 года).
Одним из первых русских авиационных конструкторов, прославивших отечественную науку и технику, был Я.М. Гаккель (1874-1945). В период с 1908 по 1912 годы он спроектировал 15 самолётов различных типов и назначения. При этом он непрерывно улучшал качество машин, их лётно-технические данные.
Этапное событие в истории авиации произошло 13 мая 1913 года под Петербургом. Игорь Иванович Сикорский (1880-1992) поднял в воздух невиданный ранее самолёт собственной конструкции. Его вес вчетверо превышал вес самого крупного к тому времени аэроплана. По грузоподъёмности новая машина могла сравниться разве что с наиболее крупными дирижаблями того времени. Этим поистине революционным самолётом стал "Русский витязь".

Самолёт "Русский витязь"

За границей долго не могли поверить, что русскому авиаконструктору удалось то, что на Западе считалось невозможным. В 1912-1914 годах под руководством Сикорского были созданы также самолёты "Гранд" и "Илья Муромец", отличавшиеся большой дальностью полёта и положившие начало многомоторной авиации.
Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Андрея Николаевича Туполева (1888-1972) крупнейшего в мире пассажирского самолёта АНТ-20 "Максим Горький" (1934), а также средних и тяжёлых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Вместе с Н.Е. Жуковским он принимал активное участие в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Под его руководством спроектированы и построены более 100 различных типов самолётов, 70 из которых внедрены в серийное производство. Самолёты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2 и торпедные катера Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны. В послевоенные годы под руководством Туполева создан целый ряд самолётов для Советской Армии и ВМФ, гражданской авиации, в числе которых первые советские реактивные бомбардировщики Ту-12 (1947), Ту-16; первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104 (1954); первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957) и последовавшие за ним Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также ряд сверхзвуковых самолётов, в том числе пассажирский Ту-144.
Туполев воспитал множество авиационных конструкторов, вокруг которых впоследствии сложились самостоятельные КБ: В.М. Петлякова, П.О. Сухого, В.М. Мясищева, А.А. Архангельского и других.

Выдающийся вклад в развитие отечественной авиации внесли конструкторы А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, С.В. Ильюшин и Г.М. Бериев. В руководимых ими конструкторских бюро за очень короткие сроки сконструированы, испытаны и запущены в серийное производство новые истребители, бомбардировщики, штурмовики, созданы летающие лодки и корабельные самолёты.
Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895-1975). Под его руководством создано более 50 конструкций самолётов, многие из которых отличались высокими лётно-техническими и боевыми характеристиками. Многоцелевой самолёт его конструкции (Су-2) успешно применялся в годы Великой Отечественной войны. В 1942-1943 годах он создал бронированный штурмовик Су-6. Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. В послевоенные годы в КБ под его руководством разработаны реактивные самолёты Су-9, Су-10, Су-15 и др., а в 1955-1956 годах – сверхзвуковые реактивные самолёты со стреловидным и треугольным крылом (Су-7б и др.). На самолётах конструкции Сухого установлены 2 мировых рекорда высоты (1959 и 1962 годы) и 2 мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960 и 1962 годы).

В ближайшие годы на смену фронтовому бомбардировщику Су-24М придёт не имеющий аналогов в мире многофункциональный бомбардировщик Су-34. Его основное предназначение – поражение точечных сильно защищённых целей в любое время суток и в любых погодных условиях.
Бомбардировщик Су-34

Талант и подвижничество наших учёных и конструкторов позволяют иметь такие образцы вооружения, которых не имеет ни одна армия мира. Так, только Россия обладает экранопланами. Генеральным конструктором первых экранопланов является Р.Е. Алексеев. В конце 40-х годов он создал торпедный катер на подводных крыльях с невиданной по тем временам скоростью – 140 км/ч и высокими мореходными качествами. Появившиеся впоследствии "Ракеты" и "Метеоры" – детище военного учёного.
На Западе также проектировали экранопланы, но после ряда неудач свернули работы. В нашей стране экранопланы создавались в различных вариантах: ударном, противолодочном, спасательном. Экраноплан водоизмещением более 500 тонн и скоростью 400-500 км/ч испытывал сам генеральный конструктор. Уникальная техника способна не только осуществлять десантирование в военных целях, но и выполнять мирные пассажирские, грузовые перевозки, вести спасательные и научно-исследовательские работы.
Не имеет аналогов и противотанковый вертолёт Ка-50, названный "Чёрной акулой". С 1982 года эта боевая машина не раз выигрывала различные конкурсы, приводила в изумление специалистов на всевозможных выставках.
Ка-50

Вертолёт обладает мощным вооружением. На нем установлены блоки НУРС, пусковые установки ПТУР "Вихрь" с наведением по лазерному лучу, пушка калибра 30 мм с боекомплектом 500 снарядов. Ракеты запускаются с 8-10 километров, то есть вне зоны действия объектовой ПВО противника. Катапультное кресло лётчика и предварительное отстреливание лопастей вертолёта обеспечивают спасение пилота во всем диапазоне скоростей и высот, включая нулевые.

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ПРОГРАММЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ «ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА»

 И. В. Ермилина, старший методист СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр

Обучение одарённых подростков по программе начальной военной подготовки «Защитник Отечества» продвинутого уровня, даст в результате не только отличную подготовку к службе в вооружённых силах России, но и позволит сформировать настоящих граждан и патриотов, лидеров и будущих командиров.

Новым подходом работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования является освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной программы продвинутого уровня. В Детско-юношеском центре с. Красный Яр (ДЮЦ) значительная часть образовательных программ имеет продвинутый уровень. Программа начальной военной подготовки «Защитник Отечества», созданная авторским коллективом ДЮЦ, рассчитана на 3 – 6 лет (это зависит от желания обучающихся, их интересов и проявленных способностей) и имеет 3 части. В части продвинутого уровня, рассчитанного на 1 – 3 года, программа нацелена не только на углублённую подготовку подростков к службе в вооружённых силах России, но и на воспитание лидеров и будущих командиров.

Небольшая справка. В Детско-юношеском центре с. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области сегодня существует 7 военно-спортивных патриотических клубов (ВСПК) и 2 отряда Юнармии. Здесь подростки готовятся к службе в армии: занимаются физической, тактической, строевой, огневой, медицинской подготовкой. Регулярно проводятся экскурсии в музеи и воинские части, встречи с военнослужащими, с ветеранами войн. Ежегодно Центр проводит учебно-тренировочные сборы клубов, соревнования по военно-прикладным видам спорта, где подростки могут по-настоящему испытать себя. Работают подростковые клубы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Защитник Отечества». Командуют «курсантами» наших клубов настоящие мужчины: бывший военный, бывший милиционер, учитель ОБЖ, тренер по хоккею и даже подполковник спецназа УФСИН. Увлекая ребят военно-прикладными видами спорта, руководители подростковых клубов стараются воспитывать юных красноярцев в духе патриотизма и гражданской ответственности, помогают им формировать позитивные жизненные установки.

Каждый из воспитанников военно-патриотических клубов и Юнармейских отрядов ДЮЦ может проявить свои силы и способности в различных областях творческой деятельности: принять участие в любом соревновании, конкурсе, в исследовательской работе, выступить на научно-практической конференции, в организации массовых здоровьесберегающих мероприятий, социальнозначимых акций, самостоятельно провести мастер-класс или учебное занятие…

При желании каждый учащийся может посещать несколько творческих объединений, осваивать одновременно несколько образовательных программ, создавая свою индивидуальную образовательную траекторию. Большинство воспитанников военно-патриотических клубов занимаются также спортивным туризмом или хоккеем.

Для своевременной адекватной оценки достижений наших ребят все их творческие шаги, все успехи накапливаются в личных и коллективных «портфолио». Проектная деятельность, тьюторская работа, участие и победы в конкурсах различных уровней – всё учитывается в рейтинговой оценке творческой деятельности воспитанников. Думаем, вузам будут интересны абитуриенты с такими «портфолио».

Инновационная программа нового поколения «Защитник Отечества»

Любая инновационная образовательная программа должна ставить перед обучающимися новые цели:

- Овладение информационным полем направленности,

- Приобретение опыта осуществления деятельности,

- Овладение навыком рефлексии деятельности,

- Развитие способностей к построению коммуникаций и коопераций.

        Исходя из новой концепции развития дополнительного образования детей и в целях гуманизации воспитания и обучения содержание дополнительной общеобразовательной программы должно подразделяться на:
– базовое, инвариантное, определяемое ЗУН, базовыми навыками и УУД, общими для всех программ данной направленности;
– специальное, уникальное для каждой из программ данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, предпрофессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и т.д.

Кроме того, в дополнительных общеобразовательных программах нового поколения выделяются инвариантная и вариативная части, что позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и др.

В соответствии с вышесказанным, в программу нового поколения «Защитник Отечества», разработанную в 2019 году, заложена идея вариативности. Допускается изменение частей программы, их объёма, соотношения обязательной и вариативной частей программы, а также отказ от некоторых вариативных блоков (например, блоков «Военная археология», «Экстремальный туризм» и т.д.) по причине отсутствия ресурсов, приоритета других блоков и др.

Педагог может конструировать образовательный маршрут каждой конкретной группы обучающихся, исходя из имеющихся ресурсов и по согласованию с учащимися и их родителями, а также индивидуальные образовательные маршруты отдельных воспитанников. Это особенно важно, если по данной конкретной программе изъявили желание заниматься дети особо одарённые в области общественных и гуманитарных наук, а, возможно, и воспитанники девиантного поведения или учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
         В соответствии с компетентностной образовательной парадигмой, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса, программа предусматривает следующие формы и методы работы:

  1. Очные - тренировки, марш-броски, учебно-полевые сборы, походы, соревнования, семинары, экскурсии, выставки, конференции;
  2. Дистанционные - консультации, выполнение заданий и обмен опытом через веб-семинары, форумы, переписку по электронной почте и через интернет-сообщества, участие в заочных конкурсах;
  3. Сетевые - многоступенчатые интерактивные тематические семинары и круглые столы, «мозговые штурмы» окружного, районного, учрежденческого уровней.

В состав учебного плана такой программы в качестве компонента также включена внеурочная деятельность. Прежде всего, это полевая, экскурсионная, музейная, экспедиционная, поисковая, исследовательская и т.д. практика, массовые здоровье сберегающие, профилактические, культурно-познавательные и конкурсные мероприятия.

Практическая и внеурочная деятельность обеспечивает участие школьников в социальной непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, её отношение к миру и определение своего места в нём.

         Содействуют достижению этой цели и такие обязательные разделы программы, как социальное проектирование и применение информационных технологий (например, «Боевой листок», «Подготовка мультимедиа презентаций и видео альбомов», «Ветераны живут рядом», «Герои Отечества в истории моей малой Родины и моей семьи» и другие).

Сегодня изменились требования к результатам освоения дополнительных общеобразовательных программ. Основными образовательными результатами освоения данной программы являются:

  1. Формирование мотивированной компетентной личности, способной:
    – быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
    – получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
    – принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
  2. Воспитание успешного поколения граждан страны,

- владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями;

- воспитанных на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками;
- имеющих сформированные ценностные ориентации, научную картину мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

  1. Сохранение и укрепление здоровья школьников – рассматривается не только в качестве одного из важнейших результатов образования, но и в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
  2. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД), как неотъемлемая часть фундаментального ядра содержания образования.

           Программа «Защитник Отечества» рассматривается в единстве с примерными программами военно-патриотического направления и предлагает перечень УУД и рекомендаций по организации деятельности учащихся для решения конкретных задач в структуре социально-педагогических дисциплин.

Основные разделы, специальные и вариативные блоки программы дают знания, умения и навыки универсальных учебных действий, необходимые в конкретной сфере деятельности, в данном случае, в начальной военной доармейской подготовке. Кроме того, приобретается

опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов, например, знаний об истории и традициях Российской армии, а также о способах деятельности, например, как готовиться к службе в армии (усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности);
           - опыт творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (этот опыт требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных, обеспечивает у обучающегося развитие способностей к дальнейшему личностному росту);
         - опыт эмоционально-ценностного отношения к миру в форме личностных ориентаций, проявляющихся в отношении к окружающему миру, к себе самому, к другим людям (нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним, это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это своеобразный синтез знаний, убеждений и практических действий).

       Усвоение перечисленных элементов социального опыта позволит обучающемуся не только успешно функционировать в обществе, «вписываться» в социальную систему, приспосабливаться к ней, но и действовать самостоятельно, творчески. Усвоение этого опыта на основе особым образом организованной деятельности обучающихся обеспечивает развитие личности.
         Дополнительное образование изначально персонифицировано. Этот вид образования объективно предназначен для организации процессов самопознания, самоопределения и самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности.

Личностный рост ребёнка обеспечивается в результате освоения дополнительной общеобразовательной программы нового поколения в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях:
– в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов;
– в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности;
– в плоскости коммуникативных действий.
         Как происходит развитие и оценивание личностных результатов? Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения обучающегося от одного образовательного результата к другому. Освоение образовательной программы может начинаться с любого достигнутого обучающимся уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания. Это определяет уровень освоения программы, по которой занимается воспитанник подросткового клуба (ознакомительный, базовый или продвинутый) и затем отражается в паспорте личных достижений учащегося (или в индивидуальном портфолио).

Программа «Защитник Отечества» предусматривает мониторинг личностного роста каждого обучающегося, индивидуальную оценку деятельности воспитанника детского объединения в областях:

- здоровьесбережения,

- освоения определённых навыков и технологий учебно-тренировочной, проектной и исследовательской деятельности,

- практической реализации конкретных задач.

Каждый воспитанник имеет паспорт личных достижений, по которому видны его личные результаты в освоении программы. В него входят:

- паспорт здоровья,

- зачётная книжка с отметками о выполнении определённых заданий, нормативов, зачётных и контрольных работ, испытаний и т.д.;

- паспорт личных достижений (паспорт успеха).

Как отражаются личные достижения воспитанников ВСПК в их индивидуальных «Портфолио» по мере освоения ими дополнительной общеобразовательной программы?

В карте «Здоровье и физическое развитие воспитанника» каждые полгода отражаются изменения физических показателей подростков по результатам диагностических испытаний и выполнения контрольных нормативов.

В карте «Освоение программы допризывной подготовки» ежегодно отражаются показатели по овладению обучающимся информационным полем направленности программы, результаты контрольно-диагностических испытаний и выполнения специальных нормативов по начальной военной подготовке (НВП).

Карта «Реализация коллективных и индивидуальных проектов» отражает приобретение воспитанником опыта осуществления различных видов деятельности, в том числе, участия в массовых акциях, соревнованиях, конференциях и др., а также характер и оценка выполняемых функций и поручений.

Карта «Результаты участия в конкурсных мероприятиях» учитывает все достижения членов ВСПК в соревнованиях различного уровня.

По окончании обучения по программе предполагается, что выпускники проходят итоговую аттестацию (н-р, сдают зачёты и экзамены по начальной военной подготовке, проходят практику в полевых условиях, выполняют творческие задания, участвуют в отчётном мероприятии и др.) и получают в результате соответствующее свидетельство (оговоренное в лицензии ОУ) с указанием освоенных дисциплин, предметов, отработанных часов практики и с оценкой результатов освоения программы.

По итогам освоения образовательной программы «Защитник Отечества» выпускник, курсант ВСПК или юнармеец, получает документ «Свидетельство выпускника ВСПК». В «Свидетельстве» об окончании курса обучения по начальной военной подготовке указываются сроки и объём пройденного обучения в часах (теория и практика), предпрофессиональная ориентация и/или полученная выпускником ВСПК специализация (снайпер, ИТ-шник, инструктор, командир взвода и др.). Даются также:

- оценка уровня овладения информационным полем курса обучения по основным и специальным предметам (по трехбалльной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно);

- оценка уровня приобретённых базовых навыков и УУД;

- оценка уровня овладения навыками рефлексии деятельности и построения коммуникаций и коопераций;

- указываются тематика и оценка пройденных контрольных испытаний,

выполненных зачётных итоговых работ (проектов, презентаций, рефератов и т.д.).

         Содержание деятельности учащегося в дополнительном образовании определяется на основе теорий, идей и концепций, утверждающих, что любой человек обладает потенциалом здорового и творческого роста, и все неудачи в реализации этого потенциала могут быть преодолены, если человек получает реальную возможность принять на себя ответственность за собственную жизнь.
         На основании этого в программу «Защитник Отечества», которая в настоящее время проходит апробацию и постоянно дорабатывается, добавлены вариативные блоки для одарённых детей или, т.н. «лидерские блоки» (например, «Ведущий Игромира», «Командир уже в седле», «Подготовка руководителей проектных групп, судей соревнований, инструкторов, экскурсоводов, исследователей и др.»). Такие блоки вариативной части программы призваны помочь в достижении намеченных результатов, в том числе, в подготовке тьюторов, разработчиков социальных проектов и руководителей детских групп, т.е. ЛИДЕРОВ.

Такая позиция вполне соответствует стратегической цели дополнительного образования – «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».

            В заключение необходимо сказать, что, на наш взгляд, освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной программы продвинутого уровня любой направленности в организации работы с одарёнными детьми сыграет свою важную роль и принесёт отличные результаты.

У движения военно-патриотических клубов и отрядов Юнармии большое будущее. В Красноярском районе Самарской области благодаря поддержке районной администрации за последние 3 года для тренировок курсантов военно-патриотических клубов и воспитанников юнармейских отрядов закуплены учебные автоматы, пистолеты и пневматические винтовки, приобретена новая форма. В соответствии с районными программами финансирования профилактической и патриотической работы со школьниками планируется дальнейшее развитие материально-технической базы подростковых клубов нашего района. В результате – победы в районных и окружных соревнованиях по военному многоборью и военно-спортивных играх для ВСПК. Среди побед областного уровня – призовые места в соревнованиях «Зарница Поволжья», «Юный спасатель», соревнованиях по пулевой стрельбе, соревнованиях по хоккею «Золотая шайба».

Обучение одарённых подростков по программе начальной военной подготовки «Защитник Отечества» продвинутого уровня, несомненно, даст в результате не только отличную подготовку к службе в вооружённых силах России, но и позволит сформировать настоящих граждан и патриотов, лидеров и будущих командиров.

ДОКЛАД по итогам реализации проекта

«Переименование подросткового военно-патриотического клуба «Волга» в ВСПК им. Цыбарева А.Н.»

Авторы: Ермилина Ирина Владимировна, старший методист Детско-юношеского центра ГБОУ СОШ с. Красный Яр,

Федоров Максим Александрович, руководитель ВСПК им. Цыбарева А.Н. СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр

 Историческая память – важный фактор гражданского и государственного патриотизма. Важную роль в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения может сыграть сохранение памяти о наших героях-земляках, участниках войны.

Актуальность темы определяется приближением важного праздника – 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Учащиеся, изучая эту важную тему, знакомятся с историей своей страны, подвигами героев-земляков, осознают важность памяти и связи поколений, становясь настоящими патриотами Родины. Социальная активность детей и молодежи должна быть направлена на подготовку к жизни в условиях современного мира, в том числе, к службе в рядах вооружённых сил и защите интересов Родины.

Один из путей решения этой многогранной проблемы - организация системы военно-патриотической работы с детьми и подростками через создание военно-патриотических клубов, отрядов Юнармии, а также изучение биографий наших героев – земляков.

Сегодня мы хотим вам рассказать об осуществлённом 5 лет назад проекте, посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проект назывался «Переименование подросткового военно-патриотического клуба «Волга» в ВСПК им. Анатолия Николаевича Цыбарева».

Целью проекта было сохранение памяти о герое – земляке, полном кавалере Ордена Славы Цыбарева Анатолия Николаевича среди воспитанников военно-патриотического клуба и других подростков, проживающих в посёлке Волжский.

В 2014 году в Детско-юношеском центре с. Красный Яр на базе СОШ п. Волжский был создан подростковый военно-патриотический клуб под названием «Волга». Первым руководителем клуба стал председатель совета ветеранов п. Волжский, майор в отставке Андрей Михайлович Кузнецов.

Родилась идея в честь 70-летней годовщины Победы увековечить память уроженца села большая Царевщина (сегодня п. Волжский) выпускника школы, полного кавалера ордена Славы Цыбарева Анатолия Николаевича, переименовав военно-патриотический клуб «Волга» СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр в ВСПК им. Цыбарева А.Н.

В проектную группу вошли воспитанники ВСПК «Волга», ученики 11 «Б» класса и другие добровольцы из числа школьников ГБОУ СОШ п. Волжский.

Руководителями проекта стали Ермилина Ирина Владимировна, старший методист Детско-юношеского центра (СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр) и Тимофеева Ольга Александровна, классный руководитель 11 «Б» класса Волжской школы. Куратором проекта стал Милютин Павел Анатольевич, директор ГБОУ СОШ п. Волжский.

            Участники проекта изучили биографию Цыбарева, встретились с родственниками героя и получили у них согласие на предоставление ВСПК «Волга» почётного права носить имя их отца и деда, полного кавалера ордена Славы Анатолия Николаевича Цыбарева.

            Также состоялась встреча с главой администрации п. Волжский М.М. Гумаровым по вопросу изготовления и установления на стене здания школы мемориальной доски с именем Цыбарева. Учащиеся 11 «Б» класса изготовили макет памятной доски и передали его в администрацию посёлка.

Кроме того, были проведены опросы среди школьников, была работа в библиотеках, музеях, архиве, консультации со специалистами. Был проведён анализ собранного материала и его комплектование, были изучены документы, сопровождающие переименование различных организаций, подготовлена презентация проекта «Переименование ВСПК «Волга» и присвоение ему имени Анатолия Николаевича Цыбарева», написан сценарий торжественного митинга.

На деловой встрече с директором школы и Главой Администрации посёлка было принято решение о проведении 8 мая 2015 года у памятника выпускникам Волжской школы – участникам Великой Отечественной войны торжественного митинга с приглашением родственников героя, жителей посёлка и, конечно же, воспитанников ВСПК.

Накануне праздника был оформлен приказ директора ГБОУ СОШ с. Красный Яр, структурным подразделением которого является Детско-юношеский центр, на основании которого военно-патриотическому подростковому объединению «Волга» было присвоено имя Анатолия Николаевича Цыбарева, полного кавалера Ордена Славы, уроженца п. Волжский Красноярского района Самарской области.

Руководитель проекта Ермилина И.В. и руководитель клуба, педагог дополнительного образования Кузнецов А.М. в апреле 2015 года подали заявку на паспортизацию «ВСПК им. А.Н. Цыбарева» и предоставили необходимые материалы для включения данного объединения в областной реестр военно-патриотических объединений, формируемый МОН СО.

8 мая 2015 года в посёлке Волжский в торжественной обстановке у памятника выпускникам Волжской школы – участникам Великой Отечественной войны прошёл торжественный митинг в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В результате реализации проекта

- были выявлены и зафиксированы различные мнения школьников, родителей, педагогов, жителей посёлка по различным вопросам истории войны и патриотической работы со школьниками;

- в результате работы с документами, материалами СМИ, встречами с участниками и очевидцами интересных событий из истории посёлка, родственниками героев, консультациями у научных сотрудников архивов, музеев, работников библиотек в среде детей и подростков был возбуждён интерес к изучению истории Отечества, выросла познавательная активность шольников;

- в ходе подготовки проекта его участниками была изучена биография Цыбарева А.Н., все учащихся школы были познакомлены с подвигом героя, были собраны фотографии, интервью, репортажи, очерки по истории малой Родины и важнейшей теме вклада героев-земляков в достижения страны, что, в конечном итоге, способствовало формированию чувства патриотизма и активной жизненной позиции у юных жителей п. Волжский.

В настоящее время военно-патриотический клуб им. Цыбарева А.Н. СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр возглавляет подполковник внутренней службы УФСИН Федоров Максим Александрович.

На занятиях клуба подростки готовятся к службе в армии: занимаются физической, тактической, строевой, огневой, медицинской подготовкой. Регулярно проводятся экскурсии в музеи и воинские части, встречи с военнослужащими, с ветеранами войн. Ежегодно Центр проводит учебно-тренировочные сборы клубов, соревнования по военно-прикладным видам спорта, где подростки могут по-настоящему испытать себя. Работают подростковые клубы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Защитник Отечества».

Каждый из воспитанников военно-патриотических клубов и Юнармейских отрядов ДЮЦ может проявить свои силы и способности в различных областях творческой деятельности: принять участие в любом соревновании, конкурсе, в исследовательской работе, выступить на научно-практической конференции, в организации массовых здоровьесберегающих мероприятий, социальнозначимых акций, самостоятельно провести мастер-класс или учебное занятие. При желании каждый учащийся может посещать несколько творческих объединений, осваивать одновременно несколько образовательных программ, создавая свою индивидуальную образовательную траекторию. Большинство воспитанников военно-патриотических клубов занимаются также спортивным туризмом или хоккеем.

Сохранение исторической памяти о наших героях-земляках, участниках войн – одна из важных задач в деле гражданского и государственного патриотизма. Примером такой работы может служить представленный выше проект.

ТЕЗИСЫ МАСТЕР-КЛАССА ПО ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

 (практического занятия) по тактической подготовке для руководителей ВПК, руководителей отрядов Юнармии и курсантов клубов любого года обучения

 Тема: «Отделение, отдел в наступлении. Действия отделения при наступлении сходу».

Содержательное направление конференции – гражданско-патриотическое воспитание.

Тезисы мастер-класса подготовил: Педагог дополнительного образования СП ДОД Детско-юношеский центр ГБОУ СОШ с. Красный Яр Федоров Максим Александрович.

Дата: 31.10.2019.

Учебные вопросы:  
1. Организация занятия по тактической подготовке.

2. Действия отделения при наступлении с ходу.

3. Расположение в указанном месте. Выдвижение отделения к рубежу перехода в атаку.

4. Движение в атаку. Бой в траншее.

Цель: Практически отработать вопросы организации и проведения практического занятия с курсантами по теме: «Отделение, отдел в наступлении».

Задачи:
1. Сформировать у руководителей занятия четкие навыки по действиям отделения в наступлении.

2. Изучить с обучаемыми порядок организации наступления сходу.

3. Рассмотреть расположение отделения в указанном месте и выдвижение к рубежу перехода в атаку. Изучить действия отделения при движении в атаку.

4. Отработать навыки боя в траншее.

Место проведения: ГБОУ СОШ с. Кошки муниципальный район Кошкинский Самарской области.

Инвентарь: Ученическая доска, мел, макеты огнестрельного оружия (на каждого обучаемого), саперные лопатки (4 штуки), радиостанции (3 штуки).

Форма одежды: полевая (по сезону).
Литература:
Боевой устав сухопутных войск. Часть 3.
Справочник сержанта мотострелковых войск.

№ п/п

Содержание

Время

Организационные указания

1 Подготовительная часть

1.1

Проверка наличия личного состава,

доведение готовности, объявление темы занятия

2

 

1.2

Меры безопасности при проведении занятия

3

 

2 Основная часть

2.1

2.2.

Организация занятия по тактической подготовке.

Произвожу расчет личного состава. Назначаю пулеметчиков, автоматчиков, медика. Определяю старших групп. Довожу до группы тактический замысел проводимой операции. Выдаю вооружение и экипировку.

Действия отделения при наступлении с ходу.

Наступление из положения непосредственного соприкосновения с противником отделение начинает с исходной позиции (из траншеи, окопа).

   С началом огневой подготовки атаки командир отделения ведет наблюдение за объектом атаки и обо всем замеченном у противника, а также о результатах огня своей артиллерии и других огневых средств докладывает командиру взвода. Отделение огнем своего оружия уничтожает обнаруженные пулеметы, гранатометы и другие огневые средства, а также живую силу противника.

     Во время атаки отделение неотступно следует за танком и своим огнем уничтожает огневые средства противника, в первую очередь противотанковые, своевременно указывает боевой машине пехоты (бронетранспортеру) и танку наиболее опасные цели, мешающие продвижению.

   Командир отделения, продвигаясь в цепи, на ходу уточняет объект атаки отделения, порядок преодоления заграждений и ставит (уточняет) задачи пулеметчикам, гранатометчику и стрелкам.

   Минное поле отделение преодолевает, как правило, вслед за танком по его колеям или по проделанному проходу бегом обычно в составе взвода. При подходе к минному полю по команде командира взвода или самостоятельно командир отделения командует: «Отделение, за мной, в колонну по одному (по два), в проход, бегом - марш». По этой команде пулеметчики первыми выдвигаются к проходу, огнем прикрывают движение отделения, а остальные солдаты перестраиваются в колонну и стремительным броском под прикрытием огня боевой машины пехоты (бронетранспортера) преодолевают минное поле.

   Преодолев минное поле, отделение вновь развертывается в цепь и стремительно атакует противника. Приблизившись к противнику, находящемуся в траншее, на 25 – 40 м., личный состав по команде командира отделения «Отделение, гранатами - огонь» забрасывает его гранатами, с криком «ура» врывается на передний край обороны, уничтожая противника огнем в упор и штыками, и, не задерживаясь, вслед за танками продолжает атаку в указанном направлении.

   При задержке танков отделение должно выдвигаться вперед и атаковать противника, не ожидая танков, используя результаты огня артиллерии и минометов.

     При атаке на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) посадка в них личного состава осуществляется с подходом боевых машин пехоты (бронетранспортеров) к исходному положению для наступления. Мотострелковое отделение по команде своего командира «К машине», «По местам» быстро производят посадку, изготавливаются для ведения огня с ходу и вслед за танком или самостоятельно атакуют противника.  

5

10

Обучаемые слушают и запоминают поставленную задачу отделению и порядок ее выполнения, получают вооружение и проверяют экипировку.

Обучаемые внимательно слушают указания руководителя занятия, запоминают свои места в составе выдвижения отделения при наступлении сходу.

При атаке в пешем порядке по команде (сигналу) командира взвода командир отделения подает команду «Отделение, приготовиться к атаке». По этой команде личный состав до заряжает оружие, присоединяет штык ножи, подготавливает к действию ручные гранаты и устанавливает, если необходимо, приспособления для быстрого выскакивания из траншеи.

   По команде (сигналу) командира взвода о начале движения в атаку командир отделения подает команду «Отделение, в атаку - вперед», по которой отделение быстро выскакивает из траншеи (окопа) и ускоренным шагом или бегом вслед за танком или самостоятельно при поддержке огнем боевой машины пехоты (бронетранспортера) атакует противника и продолжает наступление в глубину.

 

В атаке равнение должно быть только по передним, никто не имеет права отставать. Успешное продвижение вперед хотя бы только одного солдата должно быть немедленно поддержано другими солдатами и отделением в целом.

   Уничтожив противника, отделение, не задерживаясь, продвигается вперед, по мере ослабления сопротивления противника по команде (сигналу) командира взвода производит посадку в боевую машину пехоты (бронетранспортер, десантом на танк) и продолжает наступление в указанном направлении.

2.3

.

Расположение в указанном месте. Выдвижение отделения к рубежу перехода в атаку.

Движение в атаку. Бой в траншее.

        БМП (БТР) при спешивании личного состава движутся скачками, позади наступающих солдат, от укрытия к укрытию, на расстоянии до 200 м обеспечивающему надежное огневое прикрытие, а в случае слабой противотанковой обороны противника и в боевых порядках спешенных подразделений.

     Огонь ведется поверх цепи отделения и в промежутки между отделениями. В отдельных случаях бронетанковая техника сводится в бронегруппы, а также применяется для огневой поддержки атакующих, ведя огонь с постоянных   или временных огневых позиций.

     Снайпер, действуя в атакующей цепи, или позади наступающих, внимательно наблюдает за полем боя и поражает в первую очередь наиболее опасные цели (расчеты ПТУР, гранатометчиков, пулеметчиков, а также командный состав противника). Огонь снайперов эффективен и по приборам прицеливания и наблюдения боевых машин противника.

     Наступление в глубину, как правило, ведется десантом на бронетехнике, заграждения и препятствия при этом, как правило, обходятся, противник в обнаруженных опорных пунктах и очагах сопротивления уничтожается стремительной атакой во фланг и тыл.

10

Обучаемые переходят на местность и располагаются в указанном руководителем занятия месте. Произвожу расчет но номерам 1-2, определяю порядок выдвижения в наступление «Волной». Обучаемые находятся в постоянной готовности к отражению нападения наземного, воздушного противника и уничтожению его диверсионно-разведывательных групп.

Изучаются варианты преодоления препятствий и заграждений.

При возможности проведения практической части данного учебного вопроса обучаемые переходят к учебному объекту на отдаление 40-50 метров,

оружие в руках, радиостанции на экипировке, заранее подготавливают гранаты (шишки, палки, камни) и убирают их в карман.

3 Заключительная часть

3.1

Проверка экипировки и вооружения

2

 

3.2

Подведение итогов занятия

2

Обсуждение с участниками

3.3

Задание на самоподготовку

1

 

 

ГБОУ СОШ с. Красный Яр м. р. Красноярский Самарской обл.

Структурное подразделение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр

План-конспект занятия в творческом объединении «ВСПК им. А.Н. Цыбарева» по программе «Защитник Отечества» (1-ый год обучения), педагог дополнительного образования Федоров Максим Александрович

Тема занятия: «Походно-полевой лагерь-бивак».

         Цель занятия: Научить обучающихся разбивать лагерь-бивак в походно-полевых условиях.

         Задачи:

   1. Закрепить знания курсантов о видах костра, их назначении.

  1. Проинструктировать о мерах предосторожности при разведении костра, о пользовании колюще-режущими предметами.  
  2. Познакомить с требованиями к устройству лагеря-бивака в походно-полевых условиях.
  3. Привить навыки походного быта.
  4. Воспитывать у курсантов чувства коллективизма, взаимопомощи, а также бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

       Учебно-методическое оснащение занятия: сапёрная лопата, двуручная пила, палатки, поленья (дрова), плакат «лагерь-бивак».                                                            

         Тип занятия: смешанное (теория и практика).

Наименование этапов занятия

Время

в мин.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Методы, приёмы обучения

Средства обучения

1.Организационная часть

3

Выясняет отсутствующих. Сообщает тему, план занятия

   

доска

2. Повторение пройденного материала (проходит на пришкольном участке рядом с ДЮЦ)

20

Просит командира клуба построить и вывести курсантов на пришкольный участок.

Предлагает курсантам разделиться на 4 подгруппы (методика «Цветные флажки») по 3-4 человека и выложить по 2 вида костра, рассказать об их особенностях и назначении.

Задаёт вопросы:

- В скольких метрах разводят костёр от палатки и от навесов?

- С чего начинается разведение костра?

- Что служит топливом для костра?

- Как следует укладывать растопку под костёр?

- Где хранятся пилы, топоры?

Соревнования «Чья команда быстрее разожжёт костёр?».

Дополнительное задание: «Назови правила разведения костра».

«Шалаш» - костёр, предназначен для варки пищи и освещения бивака. Костёр «Колодец» - удобен для приготовления пищи, обогрева и сушки одежды. Костёр «Таёжный» - для варки пищи, сушки вещей, для ночлега. Костёр «Звёздный» - для ночлега небольшой группы.

Не ближе 4-5 м от палаток и в 1,2 м от навесов.

Следует использовать старые кострища, чтобы было меньше выжженных полян. Если костёр устраивают на новом месте, то нужно снять дёрн, положить в стороне на 1-1,5 м. При снятии лагеря костёр залить водой, засыпать землёй и положить на место дёрн.

В лесных районах топливом служат дрова из соснового, кедрового и лиственного сухостоя. От сырых и гнилых дров много дыма и мало тепла; мелкий хворост прогорает за 2-3 минуты. В сырую погоду лучше использовать берёзовые и ольховые дрова. В безлесных районах топливом служат сухие кусты, трава, камыш.

Растопку укладывают под сложенный шалашиком хворост и поджигают. По мере разгорания в костёр подкладывают более толстые дрова.

Топоры должны лежать в чехлах рядом с дровами. Нельзя втыкать их в бревно, а тем более в живое дерево.

Команды разжигают костёр, по очереди называют правила: нельзя разводить костры в хвойных молодняках; около деревьев (следует отступить на 6-8 м., в хвойных - до 15м.); на участках с сухим камышом, мхом или травой.

словесный, практический

Поленья, спички, хворост, костровое оборудование для 4 команд

3.Физкульт-минутка

10

Подвижная игра с мячом «Перекинь взрывпакет»

Команда мальчиков – красные, команда девочек – синие. Команды перебрасывают через условную границу (сетку, черту) мяч - взрывпакет друг другу со своей стороны на сторону условного противника.

игровой

мяч

4. Изучение нового материала

12

Рассказывает и показывает на слайдах и плакате, как правильно поставить лагерь-бивак в походно-полевых условиях:

- Нельзя выбирать место в районе пасек, муравейников, в сырых низинах, где могут быть змеи. Лагерь огораживается лентой-волчатником. Костёр разводится в неглубокой яме. Дёрн из-под костра аккуратно укладывается в стороне. Нельзя оставлять на ночь без присмотра костёр, а также обувь, одежду. Вёдра с готовой пищей ставятся на ровное место в стороне от тропы. Вокруг костра для удобства можно сложить брёвна для сиденья. На специальных подставках, на расстоянии 1 м. от костра сушится обувь и носки, под присмотром дневального. В стороне от костра на полиэтилене, под навесом складываются продукты и кухонные принадлежности. За кустами выкапывается мусорная яма с крышкой глубиной 1 метр. Топор и пила хранятся в чехлах рядом с дровами, укрытыми полиэтиленом. Палатки ставятся на сухом, возвышенном месте, укрываются полиэтиленом на случай дождя, друг к другу близко – все выходами к костру, удаленность от костра - 4-5 м. В стороне определяется место для мытья посуды и умывания. Не ближе чем в 100 м. от лагеря располагается походный туалет.

Учащиеся зарисовывают и записывают в тетради

словесно-наглядные

плакат, учебный слайд-фильм или презентация

5. Закрепление

10

Индивидуальные и групповые ответы по карточкам (вопросам на слайдах) «Советы бывалого»

Отвечают на вопросы «Бывалого»

Викторина

Презентация

6. Практическая часть

30

Предлагает командам разбить тренировочный бивак, поощряет самостоятельность и творчество ребят.

Игра-соревнование «Чей лагерь лучше»

Задаёт дополнительные вопросы командам, за правильный ответ команды получают флажок:

- Назовите требования к месту, где располагается лагерь;

- На каком месте ставятся палатки и как располагаются по отношению к костру?

- Назовите меры безопасности в лагере днём, ночью.

Проверка на правильность выполнения задания происходит в процессе просмотра учебного фильма (презентации) на тему «Как разбить лагерь-бивак в походно-полевых условиях с помощью подручных средств».

Курсанты работают в командах.

Члены команды рассказывают, что находится в их лагере-биваке: палатки, кухонная зона, место сбора, туалетная зона.

Палатки ставятся на сухом, возвышенном, хорошо продуваемом месте, чтобы не мучили комары, располагаются близко друг к другу – все выходами к костру, от костра - 5 м. Вёдра с готовой пищей ставят на ровное место, где нельзя бегать. Днём в лагере дежурит дневальный. Нельзя оставлять на ночь костёр без присмотра. Ночью в лагере выставляется часовой.

Проверяют соответствие своих ответов данным из фильма.

Соревнование

Для 2-х команд: лента-волчатник, лопата, брёвна, пила двуручная, палатки

7. Итог занятия

5

Подведение итогов соревнования (подсчёт флажков), награждение команды-победителя.

Просит командира клуба построить курсантов.

Предлагает курсантам вспомнить тему занятия и сделать вывод о том, чему новому они научились, что повторили из ранее знакомого материала или ранее изученного.

Предлагает курсантам самим поставить себе отметки по итогам занятия.

Благодарят друг друга за интересные соревнования.

ДЕЛАЮТ ВЫВОД: научились разбивать лагерь-бивак в походно-полевых условиях:

1. закрепили знания курсантов о видах костра, их назначении, 2. познакомились с требованиями к устройству лагеря-бивака в походно-полевых условиях, 3. Изучили инструкции о мерах предосторожности при разведении костра, при пользовании колюще-режущими предметами.

ОЦЕНИВАЮТ работу на занятии на «отлично».

Самоанализ

 

           План-конспект занятия составил педагог ДЮЦ Федоров М.А.

          Проверила старший методист ДЮЦ Ермилина И.В.