Методическая копилка

ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

структурного подразделения дополнительного образования детей

«Детско-юношеский Центр» ГБОУ СОШ с. Красный Яр, 2016-2017 уч. год

                 Всего в 2016-2017 учебном году в ДЮЦ работает программ: 26,

                 из них 9 - авторские программы:

- Торин Е.В., Коновалов А.В. «Работаем в офисе», Торин Е.В. «Робототехника»,  

- Гришина И.Ю. «Музыкальная капель»,

- Разживин А.А. «Оздоровительные танцы»,

- Марьина И.А. «Театр эстрадной песни»,

- Илюхина У.Ю. «Художественная мастерская»,

- Ермилина И.В., Холодова Л.И. «Самарский край»,

- Ермилина И.В., Денисов Б.П. «ВСПК «Марафонец»,

- Гладкова О.И. «Радуга»,

- Тынянов Н.П. «Лесоводство».

 Подробная информация о программах:

Наименование программы. Уровень, ступень образования, вид образовательной программы (основная/дополнительная),

направление подготовки, предмет, специальность

Педагоги, работающие по программе  
 
1 Дополнительная общеобразовательная программа «Работаем в современном офисе», авторы: Коновалов А.В., Торин Е.В.,   с. Красный Яр, 2004. Основного общего образования. Технической направленности. Информатика. Основы программирования. Робототехника.

Торин Е.В., Табаков Ю.А., Куликова А.А., Гапанович Е.Д.

 
2 Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальная капель», автор Гришина И.Ю., с. Красный Яр, 2005. Основного общего образования. Художественной направленности. Эстрадный вокал.

Гришина И.Ю.,

Шаломеева Н.Н.

 
3 Дополнительная общеобразовательная программа «Оздоровительные танцы», автор Разживин А.А.,   с. Красный Яр, 2006. Среднего общего образования. Художественной направленности. Хореография. Сценическое движение. Разживин А.А.  
4 Дополнительная общеобразовательная программа «Театр эстрадной песни «Сириус», автор Марьина И.А., Дворец пионеров и школьников, г. Орск, 2009. Среднего общего образования. Художественной направленности. Вокал. Марьина И.А.  
5 Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная мастерская», автор Илюхина У.Ю., г. Самара, 2012. Основного общего образования. Художественной направленности. Изобразительное искусство. Илюхина У.Ю.  

6

Дополнительная общеобразовательная программа «Самарский край», авторы Ермилина И.В., Холодова Л.И., с. Новый Буян, 2005. Основного общего образования. Туристско-краеведческой направленности. Краеведение. Музееведение.

Десятова М.А., Соколова Е.В., Сергеева Е.В.

 
7 Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга», автор Гладкова О.И., с. Красный Яр, 2015. Основного общего образования. Художественной направленности. Изобразительное искусство.

Гладкова О.И.

 
8 Дополнительная общеобразовательная программа «Школьное лесничество», автор Тынянов Н.П., с. Красный Яр, 2015. Среднего общего образования. Естественнонаучной направленности. Лесоводство.

Тынянов Н.П., Фролова О.В., Аксенико С.А.

 
9 Дополнительная общеобразовательная программа «Основы журналистской грамотности», авторы Юркова А.А., Буянова Н.Г., г. Новокуйбышевск, 2004. Основного общего образования. Социально-педагогической направленности. Основы журналистики.

Наумова Г.Н., Никонова Г.Д., Пшенина М.В., Герасимова Г.В.

 
10 Дополнительная общеобразовательная программа «Школа 2100», под редакцией Бунеевой Е.В., г. Баласс, 2007. Дошкольного образования. Социально-педагогической направленности. Предшкольная подготовка.

Ахоян К.С., Цогоева Т.А., Иванова Н.Н.

 
11 Дополнительная общеобразовательная программа «Говорим с детьми по-английски. Занимательный английский язык для малышей»,   под редакцией Н.А Бонк, М.,   «Росмен», 2006. Начального общего образования.   Социально-педагогической направленности. Начальный курс английского языка.

Цогоева Т.А., Хучиева А.М.

 
12 Дополнительная общеобразовательная программа «Основы православной культуры», автор Рыбакова И.С., г. Самара, 2005. Основного общего образования. Социально-педагогической направленности. Основы православной культуры.

Иванова Н.Н., Пшенина М.В., Калинкина С.Е.

 
13 Дополнительная общеобразовательная программа «Зарница», автор Гриценко С.А., СДДЮТ, г. Самара, 2002. Среднего общего образования. Социально-педагогической направленности. Военное дело. Доармейская подготовка.

Денисов Б.П., Леонтьев Г.П., Царьков С.И., Ермолаев А.В., Петрова Н.Г., Фёдоров М.А., Антонов В.И.

 
14

Дополнительная общеобразовательная программа «Солнышко», автор Кравченко Т.В., с. Похвистнево, 2002.

Среднего общего образования. Художественной направленности. Хореография. Классический, народный и бальный танец.

Романова А.Н., Решетникова А.Н.,

 
15 Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная информатика», автор Соколова В.Д., г. Белгород, 2012. Основного общего образования. Технической направленности. Информатика. Основы программирования. Гурьянова Л.М.  
16 Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука вязания», автор Максимова М.А., М., 2009. Основного общего образования. Художественной направленности. Рукоделие. Вязание.

Ахоян К.С.

 
17 Дополнительная общеобразовательная программа «Скрапбукинг», автор Садыкова Г.Н. (Оформление открыток и обложек), М., 2011. Основного общего образования. Художественной направленности. Рукоделие. Скрапбукинг.

Морозова Е.О.

 
18 Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга», автор Куштынова С.Н., СДДЮТ, г. Самара, 1998. Основного общего образования. Художественной направленности. Изобразительное искусство.

Абрамова А.В., Гладкова О.И.

 
19 Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы», автор Ракшин А.А., г. Сергиевск, 2006. Основного общего образования. Физкультурно-спортивной направленности. Шахматы.

Гапанович Е.Д., Журавлёв П.Ю.

 
20 Дополнительная общеобразовательная программа «Футбол. Хоккей. Спортивные игры», автор Иванова И.И., М., «Просвещение», 1997. Среднего общего образования. Физкультурно-спортивной направленности. Хоккей.

Герцев А.М., Денисов Б.П.,

 
21 Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивное ориентирование», авторы Болотов С.Б., Прохорова Е.А., М., 2002. Среднего общего образования. Физкультурно-спортивной направленности. Спортивное ориентирование.

Самаркина Е.А.

 

22

Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивный туризм: туристское многоборье», автор Смирнов Д.В., г. Самара, 2000. Среднего общего образования. Физкультурно-спортивной направленности. Спортивный туризм.

Столетова Н.М., Балдина О.С., Аксенико С.А., Акаева Г.А., Рогожин В.А., Морозов А.В., Лапов И.В.

 
23 Дополнительная общеобразовательная программа «Экология», автор Мартынова Н.В., с. Елховка, 2014. Среднего общего образования. Естественнонаучной направленности. Экология.

Ежова Е.Н., Сергеева Т.М., Тынянов Н.П., Рубцова С.М., Попова Ю.М., Акимова Н.О.

 
24 Дополнительная общеобразовательная программа «Цифровая фотостудия на компьютере»,   авторы: Леонтьев В.П., Прокошев И.В.,   М., «Олма - Пресс», 2006. Среднего общего образования. Технической направленности. Информатика. Цифровая фотография. Сергеева Т.М.  
25 Дополнительная общеобразовательная программа «Куклы», автор ……, М., 2011. Основного общего образования. Художественной направленности. Рукоделие.

Рубцова С.М.

 

Подготовила старший методист ДЮЦ Ермилина И.В., тел. 20483

Автобусно-пешеходная экскурсия по интересным местам Красноярского района Самарской области

 Мы дети прекрасной земли Красноярской,

Дороже, роднее земли в мире нет.

Хлеба колосятся – вот наше богатство,

И чёрное золото – нефть.

Живи, Красноярье! Навеки мы вместе,

Чудесный наш солнечный край.

Прими же с поклоном и труд наш, и песни,

Живи, богатей, расцветай!

В Красноярском районе в разные годы сложилось и действовало десять раз­личных туристичес­ких маршрутов. Наи­более известные из них - «Красноярская кре­пость» и «Ца­рёв курган». Весь­ма популярен был на протяжении многих лет сплав по реке Сок от села Верхняя Солонцовка до поселка Волжский и острова Голодный на реке Волге. Представляют интерес маршруты «Пуш­кинский» и «По святым местам Красноярского района». В туристический маршрут «По святым мес­там Красноярского района» входит посещение Христорождественского храма и святого источника «Неупиваемая чаша» у подножия Царёва кургана в посёлке Волжский, церкви Михаила Арханге­ла в селе Красный Яр, бывшего женского монастыря в селе Красный Городок, а также свято­го источника в селе Рус­ская Селитьба. «Пушкинский» маршрут ведёт от Царёва Кургана в посёлке Волжский до села Старая Бинарадка, где Александр Сергеевич Пушкин побывал в сентябре 1833 года. Именно той осенью он ездил по местам, свя­занным с восстанием Емельяна Пугачёва, а собранный в ходе поез­док материал лёг в ос­нову повести «Капитан­ская дочка».

В нашем сегодняшнем маршруте «Большая Царевщина – Красный Яр – Русская Селитьба» мы расскажем былинные и вполне реальные истории из жизни Красноярья.

БОЛЬШАЯ ЦАРЕВЩИНА

  1. Экскурсия «Царёв курган в селе Большая Царевщина»

Знакомство с Царевым Курганом одно за другим открывает пласты времени. Возраст его около 300 млн. лет. Окаменелые морские ежи, лилии, моллюски, ракушки, свидетельствуют о том, что когда-то Царев курган был дном Аральско-Каспийского моря. Обитали на нем древние скифы, что подтверждают обнаруженные на кургане селища и оружие этих народов. Служил купол кургана и обителью монастыря. Подземные ходы в недрах кургана, вероятнее всего, служили монахам. Это, пожалуй, самое окутанное легендами и былями место в нашем краю. По преданиям, Тимур (Тамерлан) со своим войском в течение 28 дней отмечал на нем свою победу над Тохтамышем, покрыв курган золотой парчой, как роскошной царской шапкой. Стенька Разин облюбовал это место для венчания с княжной и даже клад где-то закопал. Именно здесь рисовал свою знаменитую картину «Бурлаки на Волге» Илья Репин. В 1824 году на Курган поднимался Государь Император Александр I. Дважды побывал на этой горе и Петр I. Он выложил на кургане свое имя, срубил деревянный крест и поставил на вершине.

На фото: Царёв Курган с высоты птичьего полёта.

Но самый явный след на кургане оставила советская власть, безжалостно его раскурочив. Здесь в течение десятилетий добывали камень. И, хотя Царёв курган лишился половины своей высоты, он и сегодня не оставляет равнодушным. В честь 1000-летия крещения Руси на кургане был установлен поклонный крест. Удивительное совпадение - вертолёт для установки дали на праздник Крестовоздвижения. Тот день выдался ненастным, но во время воздвижения креста на вершине холма образовался оазис тишины, залитый солнечным светом. Через несколько дней чудесного воздвижения один из вертолётчиков крестился в местной Христорождественской церкви.

На фото: Христорождественская церковь.

Христорождественская церковь стоит у подножия Царёва кургана уже 185 лет. Это один из главных шедевров архитектуры классицизма Самарской губернии. Храм очень напоминает своих каменных ровесников на Неве. Его строительство велось одновременно с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. История храма загадочна. Возможно, он был построен помещицей Дашковой, которая была владелицей тех мест. А возможно, что храм воздвигнут по тайному распоряжению Императора Александра I. В 1824 году он побывал в этих краях, поднимался на курган.

Революция 1917 года жестоко прошлась по всем храмам Красноярья, не был исключением и собор в Большой Царевщине. В 1918 году большевики забрали настоятеля храма отца Константина прямо во время Богослужения, увезли на берег реки Кинель и расстреляли. В 2001 году священномученик Константин Сухов причислен к лику святых и сегодня его икона в храме одна из самых почитаемых. Как и многие храмы России, царевщинский собор потерял купола и кресты, но основное здание разрушено не было. Долгие годы в растерзанном храме было зернохранилище. В 1969 году по инициативе Московских учёных началась реставрация храма, но продлилась не долго. И лишь спустя 20 лет началось настоящее возрождение храма благодаря художнику Владимиру Назарову. «Окна разбиты, полы из толстенных плит разворочены, стоят дыбом, кругом нецензурные надписи, на крыше уже прорастают деревья. Была зима. Затянули окна целлофаном, нашли «буржуйку» на солярке и при температуре + 1 градус начали её реконструкцию» - так описывал те события Владимир Назаров, ставший впоследствии настоятелем Христорождественского храма. В 1990 году на Пасху отец Владимир провел свое первое Богослужение в возрождённом храме. В юбилейном для Христорождественской церкви 2013 году отца Владимира не стало. В настоящее время настоятелем храма является сын Владимира Назарова – отец Михаил. Он продолжает дело всей жизни своего отца, заботясь о прихожанах и столь много повидавшей церкви.

На фото: Источник в честь иконы «Неупиваемая чаша».

Целебные родники у подножия Царёва кургана бьют с незапамятных времён. В дореволюционные времена их насчитывалось не менее пяти. Вода из недр благодатной царевщинской земли испокон веков известна своей удивительной способностью восстанавливать силы человека. В 17 веке родниковой водой утоляли жажду праведные монахи. Их служебные строения, по церковным летописям, вероятнее всего, находились на самом Царёвом кургане. В 1940-х воду из родничков по особому водопроводу качали в царевщинские исправительные колонии. В 1950-е неблагодарный человек заживо похоронил источники, сев за руль экскаватора... Вернул родник к жизни в 1996 году настоятель местного храма отец Владимир Назаров. Он рассказывал: «Я когда пришел сюда, на месте родника вовсю хозяйствовало болото. В грязи валялись ботинки, дырявые баллоны. А вода-то, невольница, сочится! Значит, жив родник! Начали копать — и забил фонтан! Здесь издавна бил родник, а в 1914 году деревянный сруб часовни сожгли. И вот на этом месте мы вновь сделали и освятили источник». Источник освящен в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Многим людям родник помог вырваться «из омута зелёного змия». Излечивает также царевщинская вода ревматизм и болезни суставов. Сейчас у источника воздвигли красивую каменную часовню. Рядом - кабинки для переодевания и открытая купель. Целительный водопад, расположенный в неповторимом, живописном месте, привлекает много паломников. Многие знают - вода из родничков хранится очень долго.

На фото: Вид с Царёва Кургана на Царевщинское озеро.

У подножия Царёва Кургана в укромном уютном уголке находится настоящая биологическая сокровищница – «Царевшинское озеро». Именно его питает своей необыкновенной водой знаменитый источник, освященный в честь иконы «Неупиваемая Чаша». Этот неиссякаемый живописный водоём с запоминающимися пейзажами луговых участков и островков деревьев - древняя старица на Волжской террасе с богатым уникальным миром флоры и фауны, окутанный дымкой времён. Здесь можно увидеть множество редких растений, среди которых нередко встречается верхнетретичная реликтовая растительность, оставшаяся еще с доледникового периода. В Царевщине, в пойме Сока, озёр много, и у каждого своя прелесть. Водоёмам на этом раздолье вольготно - обилие родников, ручейков, заливов, резкие сужения и расширения водной поверхности, многочисленные острова, частые зигзаги русла реки – удивительный полет фантазии! Неповторимое место. Природа, «расписывая» его, делала это с настроением и удовольствием. Расположены озёра по соседству с вековым бором. По другую сторону открывается восхитительная панорама на Жигулевские горы. Попадая на Царевщинские озёра, не перестаёшь удивляться. Несмотря на соседство с огромным мегаполисом, здесь сохранился оазис дикой, нетронутой, первозданной природы. Царевщинское озеро - памятник природы регионального значения.

 КРАСНЫЙ ЯР

  1. Экскурсия «Красноярская крепость»

Крепость «Красный Яр» ведёт свое летоисчисление с 1732 года. 18 марта 1732 года Императрица Анна Иоанновна подписала Указ о возведении Новозакамской оборонительной линии для защиты от степных кочевников. Линия начиналась от села Алексеевка и шла через Красный Яр, по реке Сок до Сергиевска, а затем пересекала Тарханский лес и выходила к реке Кичуя. Тогда же на месте слияния рек Кондурчи и Сока началось строительство Красноярской крепости. Название села связано с его местоположением, оно находится на высоком, крутом берегу из красной глины. В тюркских языках «яр» значит — «крутой, обрывистый берег». Слово «красный», имеет здесь или прямое значение, указывающее на цвет обнаженных пород, слагающих этот яр, или переносное в значении «красивый», «видный», «нарядный». Красный Яр - такое название имеют 64 населенных пункта в разных районах России.

На востоке от Красного Яра достаточно хорошо сохранилась Новозакамская оборонительная линия, опоясывающая Заволжье защитным валом, протянувшимся по открытой местности  273 км. В основе возведения вала лежала очень сложная технология, которая и позволила ему пройти испытания времени. Работой по строительству занимались около 15 тысяч служивых людей и крестьян в течение нескольких лет с 1732 по 1736 годы. Суммарная высота оборонительного сооружения составляла в среднем около 10 метров. Новозакамский вал является единственным в своем роде памятником оборонительного зодчества первой половины XVIII века. Итак, в 1731 году Сенат   решил укрепить восточную границу государства и построить новую пограничную линию между реками Камой и Самарой. В Самарскую губернию была отправлена экспедиция во главе с тайным советником Ф.В. Наумовым. Он представил чертежи, схемы новой линии.

На фото: Село Красный Яр с высоты птичьего полёта

Рис. 1. Схема Закамских засечных линий. Укрепления Закамских засечных линий: 1 - Белый Яр; 2 - Ерыклинск; 3 -Тиинск; 4 - Билярск; 5 - Новошешминск; 6 - Кичуй; 7- Заинск; 8 - Мензелинск; 9 - Кинельский; 10 - Красный; 11 - Красноярский; 12 -Раковский; 13 - Чернореченский; 14 - Нижнеорловский; 15 -Верхнеорловский; 16 - Ольшанский; 17 - Суровский; 18 - Липовский; 19 -Кондурчинский; 20 - Верхнекондурчинский; 21 - Черемшанский; 22 -Шешминский; 23 - Кичуевский.

Начались работы по возведению крепости на правом берегу Сока. Строители были из числа солдат и крестьян. Ближе к зиме работы из-за непогоды приостановили. Часть строителей осталась в будущей крепости, нужно было заготавливать лес, остальные перебрались на зимние квартиры в черемшанские лагеря, там же располагался и штаб Наумова. Вначале строительством крепости непосредственно на месте руководил подполковник Змеёв, позднее инженер - поручик И.А. Бибиков. В 1733 году по решению Ф.В. Наумова строительство в устье реки Кондурчи было прекращено. Крепость решили возводить на левом берегу Сока, где она была бы ближе к самой оборонительной линии, да и места те не затоплялись во время разлива весной. На строительство привлекались крестьяне из Казанской и Нижегородской губерний. Были собраны и квалифицированные строители - мастеровые для возведения казарм, караульных домов, мостов. В Красноярской крепости трудились кузнецы, плотники, столяры, слесари, печники, токари, каменщики. Вокруг крепости постепенно образовалось целое поселение. Красноярская крепость - памятник федерального значения.

На фото: Красноярская крепость с высоты птичьего полёта

Около земляного вала выкопали ров, заполнили его водой, а также соорудили укрепления фортификационного характера – надолбы, рогатки, частокольные стены из затесанных и поставленных «на попа» брёвен. Земляной вал имеет форму четырехугольника с ромбами в углах, который сейчас можно наблюдать с высоты. За крепостью, к берегу реки Сок, уходили два вала со рвом, между ними располагалось поселение ландмилиции. Самарский ученый - историк Э.Л. Дубман пишет в своих исследованиях,   что протяженность валов вместе с крепостью вокруг Красноярского поселения составляла около 5 километров. Ландмилицейская слобода располагалась вдоль реки Сок с запада на восток. По проекту протяженность слободы должна быть около 2 километров и шириной около 250 метров. Ее размер равнялся примерно двум современным футбольным полям. В восточной части Красного Яра сохранились следы грозной древней крепости Ново-Закамской оборонительной линии, построенной в 1731-1736 гг. Явственно виден ее геометрический рисунок – четырехугольник с ромбами в углах. В настоящее время сохранился не только фельдшанц (временная полевая земляная крепость), но и вал, который дает полное представление о том времени. Линия протяженностью 230 км. включала в себя 3 крепости и 9 редутов, связанных валом высотой до четырех метров. Крепость Красный Яр входила в «Самарскую дистанцию», сохраняя свое стратегическое назначение. В Тарханских лесах вплоть до Камы вместо вала были сооружены засеки. Обслуживались такие участки конными разъездами, а в крепостях, включая и Красный Яр, находились постоянные гарнизоны. Внутри красноярской крепости построено было 64 избы. В каждой размещались 10 человек военных, не считая членов их семей, в итоге получалась изба-казарма. В случае нападения противника, в ней мог разместиться гарнизон численностью более 500 человек.

В конце 1735 года в Красноярском поселении проживало несколько тысяч человек. Здесь была церковь, штаб, дома для офицеров и священников, кузница, караульня, магазин, пороховой погреб, колодец и множество других хозяйственных и административных построек. На первых порах снабжение солдат было привозным. Постепенно у жителей появились огороды, сенокосные участки, пахотные земли. Это давало возможность в дальнейшем обеспечить население продовольствием. Красноярская ландмилицейская слобода просуществовала недолго.   Мощное оборонительное сооружение, как и вся Закамская линия, потеряло свое стратегическое значение буквально за десятилетие. Уже в 1743 году была возведена Оренбургская укрепленная линия. Оборонительный рубеж (а вернее плацдарм для новых наступлений) был передвинут вглубь степей. Население слободы стали переводить на новую оборонительную линию. Перевод проходил поэтапно, не сразу. В крепости в это время были поселены калмыки. Крещеных калмыков царское правительство решило привлечь на свою службу, и их расселяли в Самарском Заволжье. В Красноярском поселении непродолжительное время располагался штаб экспедиции по размещению калмыков. Экспедицией руководил   выдающийся политический деятель XVIII века - Василий Никитич Татищев. Крепость Красный Яр входила в так называемую «Самарскую дистанцию», сохраняя свое стратегическое назначение в течение нескольких десятилетий.

На фото: Сохранившаяся на территории м.р. Красноярский часть Новозакамской оборонительной линии

Татищев и Змеев летом 1737 г. объехали близлежащие места, приметив 11 пунктов, самых удобных для кочевья и становищ, под будущие поселения новокрещенных калмыков. Выбранные места были богаты лесом, плодородными землями, лугами, рыбными ловлями. На этих землях возводились для калмыков селения и слободы. Впоследствии они получили названия Курумоч, Раковка, Кобельма. Все эти поселения до начала XX века назывались калмыцкими. Русское правительство настойчиво пыталось сделать калмыков оседлыми, приучить их к хлебопашеству. Зимой калмыки находились в поселениях, а весной уходили кочевать в степь в кибитках. Земельные угодья калмыки сдавали в аренду русским крестьянам. В 1842 г. по указу царя войско калмыков было расформировано, а сами они переведены на жительство в оренбургские степи.

В 1773 г. Самарский край был охвачен пламенем крестьянской войны. Следствие по делу сдачи Самары войску Емельяна Пугачёва вёл сотрудник следственной комиссии Г.Р.Державин, будущий великий русский поэт. Державин во время работы в Самарском уезде посетил с. Красный Яр, жители которого поддержали восставших. Через 60 лет другой русский поэт А.С. Пушкин совершил путешествие из Симбирска в Оренбург для сбора материала о пугачёвском восстании. 16 сентября 1833 года Пушкин был проездом в селе Красный Яр.

В 1847-1850 гг. в Самарский уезд были поселены малоимущие дворяне в числе 120 семейств в волостях Стародворянской, Старобуянской, Каменской, между реками Сок и Кондурча. Красный Яр до 1914 г. входил в Стародворянскую волость. Старая Дворянка – это современное село Белозёрки. Переселенцам-дворянам нарезали несколько десятков участков по 60 десятин из владения казны, выдали и денежное пособие. Однако через несколько лет многие из них вернулись на старое место жительства. Сельчане трудились в кузнечной мастерской, в предприятии по изготовлению кожаной и валяльной обуви, в швейном, гончарном, столярном производстве, углежжении. В селе работал пункт по заготовке мехового и животного сырья.  Основным источником водоснабжения являлась река Сок и колодцы, их в селе было около 20. Во время половодья река Сок разливалась по низким местам на несколько километров, она орошала довольно большую площадь лугов. Сок был судоходен, от Самары до Красного Яра свободно проходили буксиры с баржами. В Красном Яре сохранилось много старинных зданий. В экскурсию по селу входит посещение му­зея истории Красноярского района, Храма Михаила Архангела и музея «Славяно-арийских камней» в «Кульковом подворье», можно также посмотреть остатки земляного вала, постро­енного триста лет назад для защиты от набегов кочевников.

Музей истории Красноярского района

Музей истории Красноярского района - основной хранитель памятников материальной и духовной культуры района. Музей обладает богатейшей коллекцией самых различных весточек нашего памятного прошлого. Создатель музея - Юрий Васильевич Брыков - очень увлеченный, деятельный человек, историк, краевед. Благодаря его энтузиазму, идеям, жизнь в музее всегда кипит. Встречи с учеными, поэтами, музыкальные вечера уже стали доброй традицией. Каждый раз Юрий Васильевич удивляет своих гостей, предлагает новые интересные, необычные экспозиции. Он всегда в поиске. В команде с сотрудниками музея и учениками разных школ Красноярского района Ю.В. Брыков объездил всю область. Собран интересный материал по истории почты, трактира Ермиловой. В музее есть экспонаты по истории одежды 20 века, коллекция амбарных весов, модели военной техники 20 века, коллекции обмундирования, учебников по математике за 100 лет. Есть в музее костюмы ландмилиции 18 века и мужские костюмы калмыков 19 века. Очень интересны геологические раритеты. Год назад открылась музейная гостиная «Серебряное крыло». В полотнах местного художника Александра Малыгина из поселка Мирный оживают многие значимые исторические события Красноярского района. К созданию панорам Ю.В. Брыков всегда подходит с душой, творчески. При этом, бывшего преподавателя истории всегда очень интересно слушать. Посещение музея оставляет след в душе, дает новые знания и, что очень важно, зажигает желание дальнейшего познания своего славного прошлого. Ю.В. Брыковым написано, подготовлено и напечатано множество книг, брошюр, карт и другой ценнейшей информации по истории Красноярского района.

На фото: Экспонаты музея истории Красноярского района.

Храм Архистратига Михаила Архангела

До революции в Красном Яре была одна из крупнейших церквей губернии, названная именем Архистратига Михаила Архангела. Белокаменный, златоглавый храм находился на месте современной музыкальной школы и РДК «Мечта». Каменные дома священнослужителей сохранились до сих пор. Они расположены напротив здания узла связи. Если во всю силу звучал колокол, который весил 220 пудов, то его звон был слышан на несколько десятков километров. Это помогало не заблудиться обозам, идущим из Кошек, Сергиевка и Самары в сильные зимние бураны. С годами церковь становилась все богаче, золотом и серебром отливались оклады старинных икон, драгоценными камнями инкрустировались лампады, алтарь, ризы. Бурные революционные события прокатились ураганом по всей России, утопив в своих объятиях и Красноярский храм, когда в одно мгновение от мощного взрыва рухнула златоглавая церковь, уронив свой крест и колокол во тьму времени. На 70 лет. История возрождения храма началась благодаря пенсионерке Екатерине Сергеевне Лозовик. Благодаря ее активности, прихожанам было отдано бывшее здание правления красноярской волости. Шел 1997 год. Все лето велись в храме реставрационные работы, возводился иконостас. Его делали замечательные художники: С.И. Кудрявцев, А.В.Андреев, А.А. Васильев. И, наконец, в октябре на храме снова закрасовался златоглавый центральный купол с крестом, обращенным на восток.

  1. Экскурсия «Музей каменных изваяний Россо-Ариев»

На северо-восточной окраине Красного Яра находится уникальный музей каменных изваяний Россо-Ариев, созданный Сергеем Михайловичем Кульковым. Здесь, под открытым небом, собраны несколько десятков древнейших кварцевых камней, на которых видны тайные знаки. Эти артефакты, диковинные валуны с ведическими символами, подтверждают, что около 5000 лет назад территорию современной Самарской области населяла крупнейшая россо-арийская цивилизация. Древние россы от начала времен хранили мудрость Создателя, обладали сокровенными ведическими знаниями, имели посвященный, устоявшийся взгляд на земное мироустройство и космос. Привнес в свой музей С.М.Кульков и другое удивительное явление – равнобедренную пирамиду с пропорциями Золотого Сечения, ориентированную по сторонам света. Известно, что структура правильно сооруженной пирамиды образует зону, оказывающую благотворное воздействие на здоровье и энергетическую структуру человека. Лечебница-пирамида является одновременно и выставочным павильоном, в котором располагается экспозиция снимков древних культовых камней, интересные археологические находки. Надо сказать, что весь музей покрыт некой загадочной дымкой седых времен.

На фото: Музей под открытым небом на Кульковом подворье

Среди экспонатов музея – поднятый С.М. Кульковым со дна водоема в Старосемейкино каменный жернов древней мельницы, с шестеренками солидных размеров. Каким образом они изготовлены, остается тайной. Уносит вглубь истории и большая бревенчатая изба, крытая камышом. Внутри - настоящая русская печь, сложенная по всем канонам древнеславянских традиций, кухонная утварь, топчан, деревянный стол со скамьями. Здесь радушный хозяин, который является еще фермером и пчеловодом в четвертом поколении, угощает гостей медом и суряницей - древнеславянским медовым напитком.

Около 5-7 тысяч лет назад Средняя Волга являлась Духовным Центром высокоразвитой цивилизации Россо-Ариев – солнцелунопоклонников. Эту теорию подтверждают многочисленные артефакты, найденные в Самарской области. На территории Красноярского района обнаружено некогда грандиозное ведическое наследие протославян – «Храм Перуна», объединяющее лесное святилище и храмовый комплекс в поле, на холме. На огромной территории в «чистом поле», на холмах находится множество огромных кварцитовых изваяний с явными следами обработки от орудий древних каменотесов, имеющих сакральное, астрономическое значение. Среди них преобладают стреловидные камни – стрелы Перуна, символ молнии. На Каменной горе есть замысловатые сочетания арок, дисков и пирамид. Встречаются и многоуровневые, которые отражают представления солнцелунопоклонников о многоуровневом мире. Познания древних людей о небесных светилах были удивительными и точными. Лесное святилище Храма Перуна - многослойное сложно-уровневое сооружение. Два кольца, насыпанные из песка, соединение Солнца и Луны – Солунь (космический символ россов) – два вала, на вершине которых многотонные каменные изваяния с характерными следами древних скульпторов. Многие камни арочной формы, при этом, стоячие и строго ориентированы по сторонам света.

На фото: Храм Перуна

Остается загадкой, каким образом 7-12 тонные кварцитовые глыбы завезли в Поволжье и как обрабатывали эту твердейшую породу древние люди. Ведь даже современным инструментам кварцит практически не поддается! Уровень энергии этого места – в разы выше фонового, что показали измерения ученых с помощью специальных приборов. К тому же, здесь находятся особо почитаемые у славян, редко встречающиеся в природе, так называемые «Белые столбы» - водоемы, питаемые родниками, выходящими с высоты. Пребывание у «Белых столбов» в течение 10-15 минут восстанавливает энергетику человека.

Из Красного Яра мы продолжаем наш путь в село Русская Селитьба через сёла Большая Каменка и Большая Раковка.

  Рис. 2. Схема маршрута «Красный Яр – Русская Селитьба»

  1. Экскурсия «Большая Каменка»

В 1776 году в поселении Большая Каменка была построена деревянная церковь им. Михаила Архангела. В 1855 году церкви принадлежали лавка, дом, 33 десятины земли. Священник получал 75 рублей серебром в год. В приход входила деревня Малая Каменка. Среди прихожан были дворяне, крестьяне, чиновники: 1497 мужчин, 1824 женщины, 1374 двора. До 1917 сюда нескончаемым потоком текли люди. Революционный год сменил величественное убранство храма другими декорациями. Большевики, уничтожив церковь, сделали на ее месте увеселительное заведение, называемое клубом. 1 января 1973 года пожар положил грозный конец гуляньям под сводами храма. На этом месте долгие годы оставался мрачный пустырь, словно черное пятно на совести людей. В 2006 году по инициативе местных жителей началось воссоздание церкви. Организовали акцию “Милосердие” - ученики большекаменской школы, а также жители всего поселения собирали деньги на возведение церкви, продукты для строителей. В 2009 году первый раз за долгие годы местные окрестности освятил целебный звон церковного колокола. Большая Каменка начала возрождаться. Возрождение храма Михаила Архангела вернуло гармонию в сердца людей, словно солнечный лучик надежды, постепенно смывающий, наконец, это черное пятно с нашей совести.

На фото: Храм Михаила Архангела в селе Большая Каменка

Окрестности Большой Каменки известны своей живописностью. Но, пожалуй, самым ярким украшением этих мест, является «Гора Красная», расположенная 1км севернее села. Огромный слоеный пирог, созданный природой, с чередующимися горизонтальными пластами красных, более широких, пород глины и узких белых известняковых пород. Высота этого произведения природы – около 200 метров, площадь – 50 гектаров.

Гора является одним из массивов Сокских гор и сложена верхнепермскими породами палеозоя. Наиболее примечателен южный, щебневатый, сильно эрозированный склон. Здесь отчетливо прослеживаются слои осадочных пород и встречаются многочисленные редкие виды растений, занесенные в «Красную книгу». Среди них: тонконог жестколистный, астра альпийская, клаусия солнцелюбивая, копеечник крупноцветковый, скабиоза исетская, астрагал Гельма. На горе встречаются и карстовые воронки – образующиеся размытием горных пород подземными водами. Так что, восхождение на гору очень познавательно, проходит на одном дыхании. С ее вершины, как на ладони, видны местные пейзажи – реки, озера, обширные луга, леса, пашни и сельские поселения. Спуск дается немного сложнее. Но у подножия горы находится оборудованный источник с очень вкусной водой, которая придает силы любознательным альпинистам. Гора Красная – памятник природы регионального значения.

На фото: Гора Красная близ села Большая Каменка

  1. Экскурсия «Большая Раковка»

Село Большая Раковка находится на территории Красноярского района Самарской области в 42 км. от Красного Яра. Оно расположено в междуречье рек Сок и Кондурча, в трех километрах к западу от реки Сок на юго-востоке оконечности Сокских яров, которые являются отрогами Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Географические координаты 53˚ 42` северной широты и 50˚ 40 ` восточной долготы. По дороге в Большую Раковку еще издали бросается в глаза исполинских размеров гора, одиноко стоящая в степи и взирающая на окрестности. Из-за голой вершины называют жители ее Лысой. Гора, как и весь массив Сокских гор, сложена пермскими породами палеозоя, возраст которых около 250 млн. лет. Обычно древние субстраты являются местом произрастания реликтовых растений. Здесь можно встретить астру альпийскую, клаусию солнцелюбивую, бурачок ленский, тонконог жестколистный, ковыль Коржинского, эфедру двухколосковую, полынь солянковидную, скабиозу исетскую. На склонах горы распространены разнотравно-типчаковые степи. Часто можно наблюдать, как парапланы с Лысой Горы поднимаются ввысь и парят над Раковкой. Сегодня Лысая Гора является памятником природы.

На фото: Лысая гора в районе с. Большая Раковка

У подножья Лысой Горы в XVII веке основали маленькое поселение. Лучше место найти было трудно: изумрудное ожерелье лесов, в центре которого вскоре уже зачернели пашни, синяя лента реки Сок, вплетенная в ромашковые косы пойм – все радовало глаз! А еще в многочисленных озёрах и маленьких речушках водилось много рыбы и особенно раков. Одна речка даже получила название Раковка. Так у Сокского посёлка появилось название - Большая Раковка. В 1769 году в селе была открыта церковь. 

На фото: Женский монастырь в Красном городке близ села Большая Раковка

В XIX веке, в пяти верстах от Раковки, ниже по течению реки Сок, в маленьком посёлке Красный Городок возник женский монастырь. Построенный из красного кирпича с добавлением в раствор яичного желтка, сверкал монастырь золотыми луковками куполов, малиновый звон колоколов по праздникам разносился окрест. Женский монастырь в Красном Городке прославился тем, что, монахини одни из немногих в России вышивали золо­тыми нитками.

На фото: Здание бывшего женского монастыря в п. Красный Городок

Тихую, размеренную жизнь Раковки нарушил 1917-й год. Монастырь превратился сначала в госпиталь, затем в психоневрологический интернат. На месте сгоревшей деревенской церкви появилась школа. В 2020 году будет отмечаться 160 лет со дня основания школы села Большая Раковка. С 2000 года в школе существует историко-краеведческий музей. Руководит Большераковским музеем Соколова Екатерина Васильевна, руководитель творческого объединения юных краеведов «Поиск».

На фото: Большераковская школа и экспозиция школьного краеведческого музея.

Ныне действующий Большераковский пансионат – бывший женский монастырь, основанный в 1859 году. Основательницей и первой игуменьей монастыря стала А.И. Кадышева, которая передала сюда чудотворную икону. И с 1862 по 1900 год в Большераковском монастыре находился чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших», на поклонение которому шли со всей губернии. В монастырских летописях засвидетельствовано множество исцелений слепых, немых, бесноватых. Известно чудесное исцеление у иконы неизлечимо больного сына графа Шереметьева. Долгие годы чудотворный образ был родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней. Анна Ивановна получила чудотворную икону в наследство от бабушки, не расставаясь с нею, собирала по всей России пожертвования для основания Раковского Свято-Троицкого женского монастыря. После революции монастырь был закрыт. В настоящее время икона находится в Самарском Покровском кафедральном соборе. По вторникам перед иконой поется акафист Пресвятой Богородице, а 18 февраля, в день памяти чудотворного образа "Взыскание погибших", в соборе совершается торжественный молебен и крестный ход.

  1. Экскурсия «Русская Селитьба»

Красивейшее старинное село Русская Селитьба хорошо известно в православном мире. Русскую Селитьбу считают местом силы. Уютная долина в подкове холмов, покрытых лесом, с разных сторон к которой сбегаются благодатные ручьи с хрустальной родниковой водой. Русская Селитьба оставляет неизгладимый, очень приятный след в душе. Умиротворение и гармония исходит от всего: от журчания ручья, от многочисленных гусей, уток, курочек, козочек, вальяжно гуляющих по чистеньким тихим зеленым улицам. За исцелением и благодатью приезжают сюда со всей России.

Русскоселитьбенский храм - один из древнейших, сохранившихся на территории Самарской области, образец православной храмовой архитектуры. День его рождения - 1 октября 1829 году. Наречен в честь святого Архангела Михаила. Строительство церкви велось в течение 25-ти лет. Проект задумали еще в 1804 году. Первоначально храм был корабельного типа. В 1860 году его расширили за счет возведения северного и южного пределов. Но в 1930 году церковь закрыли, запретили проводить в ней Богослужения. Храм пытались разрушить, но это не удалось. Его только разорили и осквернили. Когда с колокольни сбросили большой колокол, он наполовину ушел в землю. И, по словам очевидцев тех событий, земля застонала. Колокол отправили на переплавку в Сергиевск. Само здание передали колхозу под зернохранилище. В 1989 году началось восстановление храма. 4 марта в 1992 году храмовые службы возобновили. В церкви сохранилось множество старинных, намоленных икон, зачастую мироточащих, сердечное обращение к которым помогает и исцеляет.

На фото: Русскоселитьбенский храм.

Целебная вода из Святого Источника Владимирской иконы Божией Матери лечит стойкие терапевтические болезни, помогает обрести душевное равновесие и покой. Известны случаи избавления от очень серьезных недугов – прозрение слепой девочки. История источника удивительна. В начале XIX века жительница села отправилась под гору копать глину. И там, где она копала, была обретена небольшого размера икона Божией Матери «Владимирская», а из выкопанной ямки забил родник. На месте явления иконы установили часовню, в которой проводились богослужения. В 1930 году часовню разрушили. Местная атеистка открыла огонь из винтовки по иконе Божией Матери «Владимирская». На резном киоте до сих пор видны отверстия от пуль. Трагически сложилась судьба этой женщины. Родник, оставшись без часовни и святого образа Божией Матери, перестал давать воду. Его много раз чистили, но безрезультатно. А потом в роднике каким-то чудом оказалась маленькая икона, и он забил вновь. Вода в источнике исчезала еще раз, когда местный коммунист Сазонко, а было это в 1935 году, пытался утопить в источнике кутят. Вода не появлялась несколько лет — пока жив был этот человек. В 1998 году в Русской Селитьбе построили красивую деревянную часовню, купель, благоустроили прилегающую территорию. В январе 1999 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий освятил источник. Вскоре после этого люди увидели в небе над источником большой розовый крест.

На фото: Часовня с купелью в селе Русская Селитьба.

СПАСИБО!

И. Гришина
Педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области СП ДОД ДЮЦ

«Всё даётся длительным трудом»
Джузеппе Верди (1813-1901)

«Счастлив тот, кто поверит и найдёт в себе силы пройти до конца»
Николай Попков

Постановка эстрадного голоса – очень сложный и кропотливый труд, требующий активнейшего внимания и большой самоотдачи как педагога, так и его ученика. Для закрепления навыков необходима постоянная тренировка, поэтому работать следует КАЖДЫЙ ДЕНЬ без выходных, праздников и каникул, иначе невозможно достигнуть профессионального уровня и желаемого результата.

Методическое пособие Сергеевой Татьяны Михайловны
Проект семейного экологического маршрута
«Новобуянские «голубые очи»

И. Гришина

Педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра ГБОУ СОШ с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области

Дети в нашей судьбе играют огромную роль. Дети учат нас бескорыстной любви, самоотречению, доброте. Они продолжают нас в веках. Высокая и ни с кем не разделимая миссия самой жизнью возлагается на наших детей, которые сегодня учатся в школах, лицеях, колледжах, увлечены компьютерами, тренируются в спортивных секция, поют, рисуют, танцуют…